Как усвоить большой объем информации
Содержание:
- Сколько можно хранить информации
- Как запомнить много информации за короткий срок
- Разделяй и властвуй
- Ассоциации
- Ведение конспекта
- Полезные хитрости
- Как запоминать большие объемы информации
- Как лучше усваивать информацию. Топ-15 советов
- Эффект края
- Заполните пустоту
- 8 приложений для прокачки памяти
- Метод Фейнмана
- Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания
- В процессе учения
- Используем слуховую память
- Полезная литература
- Особенности запоминания текста на родном языке
- Определение собственного типа запоминания
- Как помочь мозгу работать продуктивнее
- Образный метод
- Подключение аудиальной, слуховой памяти
- Метод сторителлинга
- Интервальные повторения
Сколько можно хранить информации
Ученые долго бьются над этим вопросом, но никак не могут прийти к единому мнению. Сначала предполагали, что это 10 млн. бит, но оказалось, что это слишком маленькая цифра. Ученые признали, что достоверной цифрой будет 10 в 17 степени бит.
Человеку приходится запоминать не только определенные сведения, но и то, что сопровождает его по жизни, например, имена, клички животных, черты лиц своих родных или любимых.
Поэтому ученые предполагают, что мозг способен вместить до 10 в 23 степени бит. А сколько люди запоминают в действительности? Очень мало, не используя все возможности своего мозга. Природа подарила людям достаточно сложный механизм, называемый памятью, значит надо использовать его в полной мере.
Как запомнить много информации за короткий срок
Все большую популярность приобретает книга «Make it stick» — пособие по обучению умению запоминать большие объемы информации. Книгу написали два ученых Генри Рудигер и Марк МакДэниел, и писатель Питер Браун, чтобы объяснить, как работает память.
В книге авторы объединили многие рассказы — хирургов, пилотов, садовников, школьников и студентов университетов, — чтобы проиллюстрировать их аргументы о том, как добиться успешного обучения.
Основные тезисы, которые можно вывести из книги, следующие:
Максимально упростите полученные знания, так как это самый простой и быстрый путь для их усвоения. Необходимо выбрасывать все лишнее до тех пор, пока не останется одна суть.
Если перед вами стоит цель выступления перед большой аудиторией, пробуждайте ее интерес с помощью провокации
Сделайте ситуацию абсурдной, чтобы привлечь к ней внимание и замотивировать на поиск решений.
Подкрепите полученные знания конкретными примерами для метода визуализации.
Одним из самых эффективных пособий для запоминания является использование тестов, потому что люди учатся лучше, когда проверяют себя через регулярные промежутки времени. Это может включать викторины с низкой ставкой, которыми управляет учитель или самотестирование.
Когнитивная основа для укрепления памяти имеет первостепенное значение
В то время как тестирование показывает вам, что вы знаете или не знаете, новые знания также заставляют мозг «расширять» возможности памяти и укреплять ее связи с тем, что вы уже знаете, а также облегчает запоминание в будущем.
Разделяй и властвуй
Усвоить быстро большой объем информации – удается единицам. Уместно разбить изучаемый предмет на несколько частей. После изучения нескольких глав иди разделов, желательно делать небольшие перерывы. Так мозг будет лучше и быстрее усваивать большое количество получаемой информации
Способы запоминания материала – зубрежка и логическое осмысление. Выучить наизусть раздел или главу не значит понять ее смысл. Практически всегда после прочтения нового материала остаются вопросы, непонятные моменты. Что делать в такой ситуации? Достаточно попытаться пояснить прочитанный материал другу, собаке или игрушке. Выступая перед сторонним участником, человек обычно старается подбирать оптимальные формулировки исходя из собственного опыта. Одновременно мозг начинает усваивать прочитанный материал. Сложные вещи начнут постепенно проясняться.
Ассоциации
Этот способ похож на предыдущий. Как быстрее запоминать информацию? Придумывать ассоциации! Это такие группы образов, которые кодируют информацию. В них всегда есть основа и наложенные элементы.
Ассоциации даже искать не нужно, поскольку они нас окружают. В телефонных номерах – дни рождения, которые надо запомнить. В памятных датах – номера домов, адреса друзей. И, конечно же, слова — главный помощник каждого из нас.
Как быстро запомнить спектральные классы звёзд? Они обозначаются буквами, причем далеко не в алфавитном порядке — O, B, A, F, G, K, M. Если немного поразмыслить, то можно придумать забавную ассоциацию, сочинив на каждую букву по слову, и объединив их в смысловое предложение: «Один Белобрысый Американец Финики Жевал, Как Морковь». И по такой схеме можно запомнить практически всё – начиная датами, заканчивая формулами.
Ведение конспекта
Одним из популярных способов запоминания считаются черновики. Не обязательно отображать в конспекте все подряд. Достаточно записывать основные моменты прочитанного или услышанного материала. Повторный просмотр черновика позволит освежить в памяти изучаемый предмет, события текущего дня или рекомендации акул бизнеса.
Студенты часто используют шпаргалки во время экзаменов. Подобная практика активирует сразу два типа памяти – зрительный и двигательный. Такой подход способствует быстрому запоминанию и хранению больших объемов информации. Ведь на шпаргалке нельзя записать много текста. Студенты используют краткие ответы или схемы. На клочке бумаги пишется одно предложение или отдельные фразы, позволяющие выстроить логическую цепь переработанной информации.
Полезные хитрости
Как научиться быстро запоминать информацию? Надо усвоить одно простое правило. Нужно кричать! Доказано – информация быстрее укладывается в мозг, если человек её выкрикивает.
Эмоции тоже помогают. Особенно экспрессия. Жесты, фразы, мимика – и всё, что способно её выразить. Можно даже сценку разыграть перед зеркалом.
И ещё, нельзя сидеть на месте. Если учить что-то, наворачивая круги по комнате, то удастся активизировать работу мозга и, соответственно, свою способность к запоминанию информации.
Кстати, если есть возможность сменить обстановку, нужно ею воспользоваться. И желательно променять комнату на природу. Свежий воздух и отсутствие бетонных четырёх стен поспособствуют более активному запоминанию.
Как запоминать большие объемы информации
Существуют разные методы для запоминания информации, и они активно развиваются каждый день вместе с растущими потребностями общества. Старый метод зубрежки больше не удовлетворяет нас, так как очевидно, что он малоэффективен.
Сам подход для усвоения знаний отличается от нее: чтобы тот или иной текст лег в долгосрочную память органично, он должен быть максимально адаптирован под принцип работы нашего сознания, то есть, он должен быть «усвоен» мозгом. В то время как зубрежка может предложить лишь автоматизированные, «непереваренные» и «неукорененные» знания.
Возможно, вам нужно эффективно запомнить факты или просто понять основы. Вам может понадобиться широкая концептуальная база или просто навыки. Чтобы добавить еще больше разнообразия, попробуйте разные стили обучения.
Ниже вы увидите подборку наиболее интересных способов того, как лучше запоминать информацию.
Анализ
Проанализируйте текст и выделите главные тезисы, которые в нем освещены. Ознакомьтесь с формулами, графиками, так как этим способом можно быстро запомнить всю основную информацию.
Чтение вслух
Это работает, если у вас развита слуховая память, если у вас развита больше зрительная, то будет эффективно читать про себя.
Запишите это
Это быстрее, чем вы думаете, и вы надежнее всего запомните именно конспект, даже если он написан таким корявым подчерком. Это работает, потому что вы подключаете свой ум к действию записи строк и одновременно просматриваете записанное. Таким образом знания переходят в более глубокую часть вашего мозга. Действеннее всего писать вручную, но можно также печатать текст.
Визуализация
Способ состоит в том, чтобы поместить абстрактную информацию в картину. Если вы пытаетесь понять концепцию, визуализация — хорошая техника для начала.
Как лучше усваивать информацию. Топ-15 советов
- Выбирайте для занятий утреннее время. Не учите на голодный желудок. Делайте перерывы, во время которых проветривайте помещение.
- Ни на кого и ни на что не отвлекайтесь.
- Продумайте оптимальный набор учебников, учебных пособий и обучающих онлайн ресурсов. Ограничьте их набор для простоты использования.
- Не пытайтесь сразу освоить большой объем информации, учите частями, повторяйте прочитанное или прослушанное несколько раз.
- Распечатайте информацию, которую хотите запомнить, на бумаге разных цветов. Процесс запоминания отдельных блоков будет ассоциироваться именно с ними.
- Представьте, что вы педагог, который объясняет тему урока или ученый, сделавший научное открытие. Никто кроме вас не знаком с этой темой так хорошо. С таким настроем приступайте к ее изучению.
- Если то, вы учите, вам понадобится не только в ближайшем будущем, но и в перспективе, поставьте перед собой такую установку. Отнеситесь к изучаемому предмету как к долгосрочному вложению в свои знания.
- Составьте расписание занятий, продумайте оптимальные интервалы повторения материала в течение дня, недели, месяца и т.д. Внесите это расписание в мобильный телефон, чтобы не забыть.
- Прежде, чем учить, постарайтесь понять, то, что вы учите. Не понимаете — проконсультируйтесь со специалистом.
- Если в процессе усвоения информации, вам встречаются пробелы в знаниях, не поленитесь, ликвидируйте их, иначе знания будут поверхностными.
- При необходимости записывайте тезисы — написанное легче запоминается.
- Стараясь запомнить большой объем информации, меняйте обстановку. Ассоциации с разным местоположением облегчат запоминаемость.
- Подключите к процессу обучения жесты, телодвижения, мимику, голос. Это прогонит скуку и однообразие из рутинного процесса.
- Придумайте себе выгоду, которую вы получите, освоив информацию.
- Никому (даже самому себе) не жалуйтесь на плохую память.
Существует множество научных методик и житейских советов по освоению больших и малых объемов информации различного уровня сложности. Выбрать есть из чего, но главное, о чем должен помнить каждый из нас, — необходимо сделать этот процесс регулярным и непрерывным. Не будем забывать о выводах ученых — наша память имеет колоссальные резервы, не использовать которые было бы глупо и непростительно.
Эффект края
Эффект края — такая закономерность памяти характерна при запоминании списков. Лучше всего запоминается информация в начале и в конце текста, либо события. К примеру, вернувшись вечером с работы, человек будет хорошо помнить утро и вечер своего дня, но не вспомнит значительную часть деталей в середине рабочего дня. Такой эффект применяется в разведке: ведя переговоры с человеком, незначительную информацию излагают в начале и в конце беседы
В середине разговора речь заходит о чем-то более важном. По итогу разведчик получает нужную информацию, а жертва не может вспомнить, о чем конкретно шла речь в середине беседы
Заполните пустоту
За одну минуту в голове могут появиться до 1400 различных мыслей. Скорость чтения в среднем составляет около 200 слов в минуту. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства, чтобы думать о другом.Именно поэтому во время чтения мы отвлекаемся на посторонние мысли: «Мне нужно позвонить маме, мне нужно отправить электронное письмо, мне нужно купить продукты». Недостаток внимания затрудняет запоминание информации. Для быстрого и полноценного ее усвоения и анализа необходима концентрация.
ИсточникОдин из способов заполнения пустоты — запоминать информацию быстрее. Если вы читаете со скоростью 300, 400, 500 слов в минуту, свободного для других мыслей пространства остается меньше. В результате концентрация внимания увеличивается и уровень понимания повышается, что приводит к лучшему запоминанию.
Digital-рекрутмент
Как быстро нанимать сотрудников и собрать команду мечты?
Конечно, нужно найти баланс. Если вы читаете слишком быстро, ваш мозг перестанет понимать содержание текста, а если слишком медленно — мысли будут блуждать.
Ваша скорость чтения должна определяться ответом на вопрос: «Понимаю ли я, что читаю?» Если не понимаете — это тревожный знак. Тогда задайте себе следующий вопрос: «Это происходит, потому что я думаю о чем-то другом?» Если так, попробуйте читать немного быстрее. Стимулируйте работу мозга и заполняйте пустоту. Или вы не понимаете информацию, потому что она сложна? Тогда попробуйте читать немного медленнее.
8 приложений для прокачки памяти
Часто всевозможные программы для улучшения памяти поддаются критике. Однако факт остается фактом: они действительно помогают нам развиваться, влияют на мышление и процессы запоминания.
ТОП-8 приложений для улучшения памяти:
- Викиум – онлайн-тренажер памяти;
- Memory Trainer – множество логических задачек, требующих концентрации внимания;
- Brain+ – комплекс мини-игр, которые помогут прокачать ваш мозг;
- Таблица Шульте – один из наиболее популярных классических тренажеров;
- PEAK – помимо тренировки памяти при помощи карточек здесь собрано множество различных головоломок;
- Elevate – отличный комплекс упражнений для тренировки мозга;
- Lumosity – это приложение помогает не только тренировать память, но и повышать скорость вашей реакции;
- МатематУМ – упражнения для развития мышления, повышения скорости реакции и улучшения концентрации внимания.
Перечень нельзя назвать исчерпывающим: для скачивания доступно множество приложений, помогающих прокачать память и улучшить мыслительные процессы
Важно найти интеллектуальный тренажер (один или несколько), который будет удобен именно вам
Резюме
Как быстро запомнить большой объем информации? Обеспечить ее дозированное изучение, грамотное повторение или ассоциирование с уже накопленными знаниями
Помимо этого важно учитывать рекомендации экспертов и применять все доступные психологические трюки. Не забывайте об отдыхе: без него эффективность изучения существенно снижается
Высыпайтесь даже в ночь перед экзаменом. В противном случае, даже самая эффективная методика обучения не даст результатов.
Метод Фейнмана
Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.
Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.
Суть методики можно свести к трем простым пунктам:
- Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
- Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
- Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.
Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.
Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.
Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.
Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.
Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания
Лучше всего информация запоминается перед сном
Прежде чем отправиться в кровать, найдите время для повторения важного материала. Не используйте время перед засыпанием для чтения новостей в соцсетях и игр на телефоне.
Двигайтесь, когда что-то изучаете
Можно расхаживать туда-сюда по комнате, приседать, делать простые гимнастические упражнения.
Задействуйте зрительную память. Запишите нужную информацию на карточках и повесьте в разных местах квартиры, где она будет часто попадаться на глаза: над столом, у зеркала в коридоре, на двери туалета, на холодильнике.
Пишите конспекты. Небольшие заметки в процессе чтения нового материала стимулируют запоминание. Конспект можно выполнять в виде схемы, диаграммы, графика или интеллект-карты. Графические элементы, использование цветов и изображений создаёт в мозгу систему образов и помогает лучше усвоить информацию.
В процессе учения
Чаще всего ответом на вопрос о том, как быстрее запоминать информацию, интересуются школьники и студенты. Те, которым нужно что-то выучить, и желательно побыстрее. Вышеперечисленные методы стоит использовать, но они будут в данном случае вспомогательными.
Самое главное – установить определённый режим. Лучшее время для усваивания информации — с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Впрочем, тут всё зависит от того, во сколько человек ложится и встаёт. Проанализировав свою активность, не так уж и трудно найти лучшее время для себя.
Выбрав время, нужно отключить интернет и все электронные гаджеты, обеспечить себе тишину или не отвлекающий музыкальный фон, после чего сосредоточиться, убрав с глаз долой всё, что может показаться интересней учёбы. У многих проблема заключается в этом. Но сосредоточиться можно, если разбить усваиваемый материал на несколько частей и учить понемногу.
Вот, например, студенту нужно подготовить к экзамену, который будет через 5 суток, 40 билетов. Значит, ему нужно будет каждый день делать по 10 штук. Утром пять, и вечером столько же, а днём можно отдыхать. На пятые сутки всё повторить. Это поможет. Главное – поставить себе цель и следовать чёткому плану.
Используем слуховую память
У некоторых людей сильно развита слуховая память. Поэтому им лучше читать материал вслух или слушать аудиозаписи. Чтобы определить тип памяти достаточно прочитать одну страницу книги или газеты. Если вы непроизвольно проговариваете слова во время чтения, то у вас слуховая память. Если не проговариваете – зрительная.
Существует еще один способ проверить тип памяти. Нужно попросить кого-то из знакомых прочитать вслух несколько рядов слов. Каждый из них соответствует конкретному типу памяти. После чего испытуемый субъект должен записать за определенное время услышанные слова на бумаге. Полученные сведения сверяются с исходным материалом. По итогам подсчета коэффициента делаются выводы о доминирующем типе памяти.
Полезная литература
Конечно, мы рассмотрели далеко не все способы и секреты быстрого и эффективного запоминания информации. При всем желании я бы их не уместила в одной статье. Так что если у вас еще остались вопросы, то ищите ответы на них в книгах:
- “Как читать, запоминать и никогда не забывать” Марк Тигелаар
- “Как запоминать (почти) все и всегда” Роб Иставэй
- “Где находится память? Искусство запоминать” Алан Льери
- “Тренируй свою память” Рюта Кавашима
- “100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок” Екатерина Додонова
- “Вопросы памяти” Мишель Пон
Полный и подробный список литературы ищите в нашей статье “Книги по улучшению памяти”.
Особенности запоминания текста на родном языке
Эти методы запоминания основаны на создании образа того, что вы запоминаете. Их можно разделить на категории:
- записываем, что учим;
- графический метод;
- деление текста на части;
- постоянное напоминание.
При запоминании текстов с большим количеством терминов или формул, простого перечитывания материала будет недостаточно. Для этого мы используем метод записывания.
Прочитав текст, выделяем основные тезисы и термины. Потом последовательно записываем их. При этом можно чертить план текста и по нему производить описывание, выделяя основные цитаты, тезисы и терминологию.
Если у вас нет возможности записывать, тогда выделите главное прямо в тексте, используя карандаш или другие методы выделения.
Намного быстрее запомнить информацию позволяет схематическое изображение основных мыслей текста. Для этого можно использовать графические схемы, чертежи, наброски и пиктограммы.
Этот метод эффективен при запоминании сложных технических текстов.
Методика использования пиктограмм для запоминания больших текстов
- Выделяем ключевые слова и выражения.
- Потом рисуем пиктограммы для каждого выделенного слова, так называемые картинки, которые вам позволят вспомнить его. Это могут быть ваши ассоциации с ними, но пиктограммы не должны быть слишком громоздкими. При прорисовке картинок нельзя делать надписи. Просто рисуйте то, с чем у вас ассоциируется данное слово или выражение.
- Используйте полученные пиктограммы для запоминания текста. Последовательность рисунков должна совпадать с основной мыслью статьи.
- Объемные тексты психологи рекомендуют запоминать методом деления его на мелкие части. Материал следует разбивать не больше чем на 7 частей, каждая из которых должна иметь смысловую связь.
- Концентрировать запоминание следует на средней части материала, так как начало текстов, в основном, содержит мало конкретной информации, а конец логически ясен по ходу основного текста.
- Если время для запоминания позволяет, то можно применять методику постоянного напоминания. Текст который нужно запомнить разделяют на части и распечатывая их на бумаге размещают в местах вашего постоянного пребывания, например на холодильнике, в ванной или в местах курения.
Определение собственного типа запоминания
Чтобы выявить свой тип памяти, необходимо провести определенный тест, воспользовавшись методикой «Определения типа памяти». Попросите помощника прочитать вслух группу слов, потом по памяти надо их записать. В этой методике имеется специальный коэффициент, который поможет определить ваш тип запоминания.
Почему хорошо писать шпаргалки?
Они помогут запомнить информацию, причем в короткий срок. Специалисты рекомендуют писать шпаргалки, а не зубрить урок или лекцию. Шпаргалки активизируют те отделы мозга, которые отвечают за запоминание.
При написании шпаргалок участвуют несколько типов памяти: зрительная и двигательная, поэтому информация легче запоминается. Студенты часто пользуются шпаргалками. Даже если они не пригодились во время сдачи экзаменом, студент все равно будет знать материал.
В чем заключается особенность шпаргалок? На маленьком клочке бумаги приходится кратко записывать самую важную информацию, которая прочно откладывается в памяти. Это могут быть ключевые слова или целые фразы, по которым составляется целый рассказ.
Кроме этого, схема составления шпаргалок нацеливает человека на последовательное воспроизведение информации. Этим способом пользуются не только студенты, но и преподаватели, менеджеры.
Слуховая память
Чтобы увеличить объем запоминания, специалисты советуют подключить слуховую память, то есть, писать шпаргалки, произнося вслух слова и фразы. Считается, что слуховое восприятие легче развить, чем остальные типы. Перед экзаменом необходимо вслух прочитать те сведения, которые уместились на маленьком листочке.
Отличный результат дает записывание текста на диктофон с последовательным его прослушиванием, причем текст надо произносить самому или записать то, что говорит преподаватель. Существовало мнение, что человек хорошо запоминает информацию во сне, но это мнение отвергнуто многими учеными.
Как усилить зрительное восприятие?
В этом поможет наглядный материал, поэтому все важные данные преподаватели записывают на доске. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо просматривать яркие иллюстрации.
Учитесь быстро читать
Чтение тоже дает отличный толчок к запоминанию материала. Зрительный анализатор помогает мозгу запечатлеть нужную информации. Конспектирование — мощное оружие для запоминания материала. Особенно тогда, когда конспектирование проводится ручками разных цветов.
Чтобы научиться быстро читать, используется таблица Шульте. Эта техника помогает запомнить большой объем информации за счет подключения периферийного зрения.
Большой объем материала можно запомнить, подключив двигательную память. Мы опять возвращаемся к написанию шпаргалок.
Если вы разучиваете танец, то здесь также поможет двигательный тип запоминания. Такая техника используется в детском возрасте, а также при обучении хирургов, летчиков, поваров, танцоров, спортсменов.
Как помочь мозгу работать продуктивнее
Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.
Как помочь мозгу работать продуктивнее:
- высыпаться – нормальный, здоровый сон достаточной продолжительности оказывает благотворное влияние на процессы запоминания информации;
- не учить материал ночью – «трудовая» ночь перед экзаменом всегда была главной ошибкой студентов, ведь без отдыха мозг просто не сможет ничего запомнить;
- правильно питаться – добавьте в рацион углеводистые фрукты (например, бананы), орехи и другие способствующие повышению мозговой активности продукты;
- добавить кислорода – он жизненно необходим для правильной работы мозга, поэтому проветривайте комнату как можно чаще;
- не забывать о физической активности – ученые не раз подтверждали, что чередующие процесс изучения с физическими нагрузками люди лучше запоминают и усваивают материал.
Если вы хотите заставить свой мозг работать на полную катушку и считаете, что за одну ночь за учебниками ему ничего не будет, то вы ошибаетесь. Наша физиология такова – без отдыха продуктивность, а значит и мозговая активность снижается. Поэтому после ночи за конспектами вы можете не только не вспомнить только что заученную информацию, но и забыть ту, которую отлично знали до «ночного марафона».
Образный метод
Если рассказывать о том, как быстрее запоминать информацию, то данный способ стоит отметить вниманием в первую очередь. Поскольку он наиболее действенный
Запоминание – это процесс поиска связей. Или же их создание в массиве образов. Если хочется что-то отложить в памяти, нужно найти или создать новую визуальную связь. Информацию, в особенности абстрактную (идеи, мысли), нельзя зазубривать.
Вот простой пример. Слово sleeve, которое с английского переводится как «рукав», можно пытаться вбить себе в голову целый час, повторяя его до тошноты. Но зачем, если это реально запомнить за 5 секунд? Всё просто! Достаточно представить рукав кофты, доверху забитый сливами. Странно? Может быть. Но зато теперь даже вспоминать не придётся, что означает слово sleeve. А всё благодаря созданию связи между ним и образом.
Даже в преподавании этот метод используется. Вспомнить хотя бы уроки математики в школе. Да любой человек, закончивший её 10, 20 и 30 лет назад, на вопрос о том, что такое биссектриса, ответит – это луч, делящий один угол на два. А всё почему? Потому что биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Этот простой стишок все преподаватели использовали, чтобы облегчить ученикам жизнь.
Подключение аудиальной, слуховой памяти
По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.
Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.
Метод сторителлинга
Если верить исследованиям, то наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать высвобождение окситоцина — гормона, который усиливает эмпатию у людей.
Истории охватывают все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные образы, привлекательные сюжетные линии
Рекламная индустрия постоянно эксплуатирует эти возможности, но вы тоже можете использовать метод сторителлинга для запоминания важной информации. Тем более что он довольно прост
Смысл метода заключается в том, что вы создаете различные сюжетные линии, которые включают в себя элементы, необходимые для запоминания. В результате эти элементы соединяются в последовательности, и создаются истории, которые мозг лучше усваивает и воспринимает.
Точность повествования имеет мало значения в этом случае
Как и в методе локусов, в случае со сторителлингом важно органично вписать информацию, которая вас интересует, в нить повествования
Интервальные повторения
Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.
Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.
Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:
- первое – спустя 20 минут после заучивания;
- второе – спустя 6 – 8 часов;
- третье – через сутки.
Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.
Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:
- первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
- второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
- третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).
В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.
Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.