Мнениеiq не имеет смысла: почему ум нельзя измерить

Признаки гениальности

Умного человека легко распознать и без философских бесед за чашкой чая. Достаточно простых наблюдений в естественных условиях: на работе, в кафе или дома. Выявить действительную гениальность помогут несколько привычных форм поведения:

Трудоголизм и работа допоздна. Высокий интеллект — характерная особенность «сов», хотя учёные до конца не могут обосновать взаимосвязь. Возможно, дело в том, что ночью уменьшается число отвлекающих факторов, поэтому проще сосредоточиться и решить проблему.
Закаливание и холодный утренний душ. По информации финских исследователей, ледяная вода борется с синдромом хронической усталости, улучшает память и мозговую деятельность. А тот факт, что для закаливания требуется определённая смелость, положительно влияет на быстрое принятие оптимальных решений.
Каракули, цветочки и человечки. Рисование картинок на полях, не претендующее на художественную ценность, помогает запоминать и переваривать полученную информацию. Когда во время совещания у директора или телефонного разговора с другом рука тянется рисовать в блокноте, не надо противиться подсознанию: это пойдёт на пользу.
Склонности к самокритике. Желание сомневаться в результатах труда и постоянный поиск способов выполнить задание лучше — свидетельство самоанализа, свойственного разумным и высококвалифицированным работникам

Важно только удачно балансировать между здоровым перфекционизмом и низкой самооценкой, чтобы не скатиться в депрессию от неуверенности в силах и знаниях.

Если внимательно присмотреться к окружающим, обнаруживается интересная картина: одни любой ценой стремятся доказать свои умственные способности, а другие без всякого труда слывут креативными интеллектуалами.

9

Родом из детства

Ведётся множество споров по поводу методики измерений уровня IQ. Узнать своё точное место на этой шкале проблематично, если нет желания заплатить солидный гонорар профессиональному психологу. Ряд недавних исследований в этой области дал интересные подсказки и обнаружил связь высокого коэффициента интеллекта с жизненным опытом, приобретённым в детском возрасте.

Раннее начало чтения

Британские специалисты обследовали близнецов младшей возрастной группы и выявили закономерность: те, кто научился читать раньше, имеют впоследствии более высокие показатели IQ. Раннее чтение активно стимулирует развитие юного интеллекта, и благодаря этому человек становится умнее, а не наоборот.

vidtok

Работа левой рукой

И сегодня ещё существуют преподаватели, ошибочно пытающиеся заставить учеников-левшей писать правой рукой. У леворукости есть доказанные интеллектуальные преимущества, особенно касающиеся мужчин. Она ассоциируется с творческим дивергентным мышлением и способностями находить скрытые взаимосвязи между различными объектами.

Посещение музыкальной школы

Ряд экспериментов доказал, что музицирование улучшает интеллект и развивает навыки, необходимые для самоконтроля и сосредоточения при исполнении произведений. Интересно, что занятия изобразительным искусством не продемонстрировали аналогичного влияния на IQ.

Постоянная тревожность

При изучении психических расстройств, следствием которых является нервозность, специалисты обнаружили, что люди с максимальными её проявлениями имеют IQ выше, чем те, кто реагирует спокойнее.

6

Умение смешить окружающих

Остроумие школьных клоунов — плод развитого абстрактного мышления. Это подтверждается научно и объясняет тесную взаимосвязь между умением быть смешным и высокими показателями интеллекта. В воспоминаниях школьных лет обязательно присутствует парочка персонажей, которые резко выделялись из толпы, и это не только любимчики-всезнайки, но и шуты гороховые.

Важен ли высокий IQ

Есть несколько организаций, объединяющих людей с чрезвычайно высоким IQ. Mensa International примет тех, чей результат выше, чем у 98 % населения (то есть двух человек из ста). Хотя проходить вам всё равно нужно будет не стандартный IQ-тест, а специально переработанный. Prometheus Society гораздо строже: их тесты разработаны таким образом, чтобы их мог пройти лишь один человек из 30 тысяч. Организация растёт очень медленно: в 2013 году она насчитывала лишь около 130 членов.

Сайт Mensa позволяет поучаствовать в интеллектуальном упражнении — пройти тест из 30 вопросов за час. Это не традиционный тест на IQ и не экзамен для приёма в Mensa. Вас предупреждают, что тест создан исключительно для развлекательных целей, но на основе тех вопросов и методик оценки интеллекта, что и настоящий Mensa-экзамен, которого в открытом доступе нет. Многие задания напоминают тест Айзенка, но в конце вам детально распишут методы решения вопросов и самые распространённые ошибки, допущенные вами.Каких-то необычайных достижений у членов Mensa и Prometheus нет. 68-летняя американская журналистка Мэрилин вос Савант, член Prometheus и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по баллам IQ с 1986 по 1989 год, ведёт колонку в журнале Parade, решает логические парадоксы, выпустила несколько книг и написала несколько пьес. Но вы могли вовсе о ней не слышать, хотя по результатам теста это самая выдающаяся женщина в истории. Последний рекордсмен книги Гиннесса, кореец Ким Ун Ён, быстро осваивал математику и иностранные языки, решал задачки на скорость в передачах местного телевидения, но к своему 51 году тоже не отметился ничем по-настоящему значимым. В 1990 году Книга рекордов Гиннесса вообще перестала включать IQ-чемпионов в свои издания, объяснив это тем, что тестов слишком много, все они дают разные результаты и определить победителя невозможно.

Хотя средний IQ и правда падает по всему развитому миру, это ни на что заметным образом не повлияло, говорит Томас Тидл, профессор университета в Копенгагене и тот самый учёный, заметивший снижение среднего IQ у датских военных. Количество научных публикаций растёт, всё больший процент людей получает высшее образование, темпы развития технологий повышаются с каждым годом, и не очень понятно, может ли вообще среднее значение IQ влиять на что-то, кроме статистики. Так что не следует придавать слишком большое значение каким-то условным цифрам.

Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me.

Как сдать IQ тест на максимальный балл

Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.

Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.

Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.


Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.

Как разрабатываются тесты для определения IQ, и какие результаты считаются нормальными?

Единых стандартов разработки тестов для определения IQ нет, но все тесты делятся по возрастным категориям. Поэтому один и тот же показатель IQ у ребенка и студента не говорит о том, что студент глупый, а ребенок умный. Ведь у них разные возрастные категории тестов.

Авторы тестов также составляют к ним инструкции, в которых объясняют, как их проходить. Эти инструкции нужны, чтобы свести к минимуму погрешность. В тесты включаются задания на рассуждение, память, логику, приобретённые знания. Средний балл считается равным 100: тесты разрабатываются таким образом, чтобы большинство результатов соответствовало этому показателю. С этим средним результатом потом сравниваются результаты тестируемых.

Получается, что средний результат теста на IQ является уровнем большинства людей. Поэтому средний уровень интеллекта – это как раз нормально. В результатах бывают отклонения от среднего уровня, ведь на это может повлиять множество причин: волнение, усталость, спешка. Только результаты менее 70 баллов можно считать признаком отсталости в умственном развитии. Высокий уровень интеллекта с результатом выше 130 баллов встречается у 2,2% людей – такие данные приводит исследователь Стюарт Ричи в своей книге «Интеллект: всё, что имеет значение». При этом среднему уровню соответствует 68,2% тестируемых.

Области применения

Тестирование активно используется в психологии и кадровой работе. Психологи оценивают уровень развития детей, направляя при необходимости на коррекционные занятия. При работе с взрослыми тесты IQ тоже используются, показывая уровень развития процессов мышления. Часто тесты дополняются другими, более узконаправленными. Такой подход помогает получить более адекватный результат.

При выборе кандидатов на вакансию кадровая служба часто использует тесты IQ, но здесь нужно помнить, что при тренировке результат увеличивается на 20-30%. Таким образом, человек просто может иметь навык прохождения теста, что вовсе не говорит о высоком уровне интеллекта.

Последнее время в паре с тестом IQ идет EQ. Этот коэффициент характеризует развитие эмоционального интеллекта, который отвечает за наличие у человека коммуникабельности, интуиции, умения строить взаимоотношения с другими людьми. Два этих метода характеризуют работу разных полушарий мозга, поэтому далеко не всегда оба показывают результаты одного уровня. Данный факт объясняет ситуации, когда наличие высокого уровня IQ не помогает человеку добиться успеха.

Споры вокруг IQ

Что такое IQ-тесты? Это набор из нескольких десятков заданий, которые нужно выполнить за отведенное время. Такую методику определения уровня умственных способностей многие до сих пор считают спорной.

Одни специалисты полагают, что ограничение по времени, как правило, мобилизует мозг, человек начинает лучше соображать и быстрее решать задачи. В обычных условиях этот же интеллектуал может начать «тупить» и не справиться с более простым тестом. А у некоторых все происходит с точностью наоборот.

Другие эксперты считают, что IQ демонстрирует не знания, а особую гибкость мышления, способность тестируемого логически мыслить, рассуждать, находить не ответы на поставленные вопросы, а пути поиска к ним. Но это дано не каждому. Айзенк сам признавал, что IQ-тесты требуют навыков и не рассчитаны на глубокие знания предмета. Если вы мыслите нестандартно, результаты вашего тестирования могут оказаться ниже среднего.

Третья категория ученых уверена, что неоднократное прохождение одного и того же теста позволяет освоить и запомнить принципы решения задач. Поэтому уже с третьего или четвертого раза можно дойти до уровня «гениальности». Такие тренинги рекомендуют проходить, например, перед важными собеседованиями, на которых нередко используются IQ-тесты.

И, наконец, многие ученые обнаруживают прямую связь между уровнем интеллекта и социальным положением человека, его окружением, уровнем доходов, а также качеством здоровья и профессией, которой он владеет. Не последнюю роль в этом вопросе играет возраст. По некоторым данным пик интеллектуального развития приходится на 26-27 лет. Однако факт дальнейшего его снижения многие ученые считают неоднозначным.

В целом психологи и другие специалисты не рекомендуют для определения умственных способностей человека полагаться только на показатель IQ. Все-таки, объясняют они, интеллект такое широкое и глубокое понятие, что его невозможно ограничить рамками типовых тестов.

Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ
Перейти на сайт школыОнлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.
Перейти на сайт школыОбразовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокКрупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокШкола английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокОнлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.
Перейти на сайт школыОнлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.
Перейти на сайт школы — Бесплатная регистрацияИнтерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Кто придумал IQ?

Создателями термина IQ считаются французский психолог Альфред Бине и его немецкий коллега Уильям Штерн. Первые идеи по введению коэффициента, отражающего относительный уровень интеллекта, Бине описал в своих трудах ещё в 1903 году. Уже тогда он использовал аббревиатуру IQ для сравнения интеллектуального развития детей в рамках возрастных групп.

Штерну идея нравилась, но его не устраивала привязка к возрасту, не позволявшая использовать метрику для взрослых. В 1912 году он ввёл понятие «коэффициент интеллекта», в котором устранил данный недостаток. В 1916 году Бине по заказу правительства Франции разработал базовый тест и шкалу, окончательно закрепив современное понимание термина IQ.

Тест Бине оказался достаточно эффективным инструментом, но в Европе практически никого не заинтересовал, зато быстро стал популярным в США. Его стали применять ведущие американские университеты и частные компании, но позже данная инициатива была ограничена, поскольку её сочли дискриминационной.

Активная тренировка памяти в детстве позвоялет повысить IQ

Несмотря на то, что исследования показали эффективность тренировок памяти для взрослых,
многие стали использовать аналогичную методику для детей, что оказалось достаточно
эффективным решением во многих аспектах.

Исследование использования методики тренировки памяти с участием детей дошкольного
года проводилось в течение 14 дней и показало, что основная группа показала
результаты гораздо лучше контрольной группы, что было подтверждено в ходе
дополнительного контроля в течение 12 месяцев. Исследование доказало,
что активная работа в этом направлении с самого раннего детства может
положительно сказать на общей результативности в рамках IQ-теста.

Простые меры для увеличения IQ

  1. Перед тем, как вы начнете тренироваться, чтобы повысить IQ, убедитесь,
    что вы провели всестороннюю оценку вашего текущего уровня IQ. Вы можете принять
    участие в надежном IQ-тесте в режиме онлайн,
    или записаться на тест от Mensa.
  2. Следуйте здоровому образу жизни, соблюдайте диету, занимайтесь спортом,
    не пейти алкоголь и откажитесь от курения. Для получения более подробной информации,
    пожалуйста, используйте раздел
    Как улучшить память естественным образом.
  3. Вы должны тренировать память в течение 1-3 месяцев без перерыва. Не забывайте о том,
    что степень прироста подвижного интеллекта и IQ напрямую зависит от количества
    тренировок. Изучите сайты, доступные в сети, чтобы найти наиболее эффективную
    программу тренировок и занимайтесь на менее 15-25 минут в течение дня.
    Кроме того, вы можете использовать разнообразные приложения. Мы рекомендуем
    начинать тренировки с 1 уровня, постепенно переходя на 2 и выше.
  4. После завершения периода тренировок, проведите оценку вашего IQ, используя надежный
    IQ-тест или тест от Mensa (каждый человек может пройти такой тест дважды).

Ссылки:


Deary IJ, Whalley LJ, Lemmon H, Crawford J, Starr JM (2000)
The Stability of Individual Differences in Mental Ability from Childhood to Old Age:
Follow-up of the 1932 Scottish Mental Survey. Intelligence 28: 49–55.
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0160289699000318


Neisser U, Boodoo G, Bouchard TJ Jr, Boykin AW, Brody N, et al. (1996)
Intelligence: Knowns and unknowns. Am Psychol 51: 77–101


Nisbett RE, Aronson J, Blair C, Dickens W, Flynn J, et al. (2012)
Intelligence: new findings and theoretical developments. Am Psychol 67: 130–159.


Ramsden S, Richardson FM, Josse G, Thomas MSC, Ellis C, et al. (2011)
Verbal and non-verbal intelligence changes in the teenage brain. Nature 479: 113–116.


Jaeggi SM, Buschkuehl M, Jonides J, Perrig WJ (2008)
Improving fluid intelligence with training on working memory.
Proc Natl Acad Sci U S A 105: 6829–6833.


Thompson, Todd W., et al. “Failure of Working Memory Training to Enhance Cognition or Intelligence.”
PLoS ONE, vol. 8, no. 5, 2013, doi:10.1371/journal.pone.0063614.


Au, Jacky, et al. “Improving Fluid Intelligence with Training on Working Memory:
a Meta-Analysis.” Psychonomic Bulletin & Review, vol. 22, no. 2, 2014, pp. 366–377., doi:10.3758/s13423-014-0699-x.
https://scottbarrykaufman.com/wp-content/uploads/2014/08/au-et-al2014_nback-training-gf-meta-analysis.pdf

Немного истории

Первым понятие «коэффициент интеллекта IQ» сформулировал в 1912 году Вильгельм Штерн. Это очень известный психолог и философ. Он предложил использовать в качестве основного показателя уровня развития результат разделения фактического возраста на интеллектуальный возраст. После него в 1916 году это понятие использовалось в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.

Постепенно люди начали активнее интересоваться своим уровнем интеллекта, поэтому было изобретено огромное количество всевозможных тестов и шкал, которые позволяли узнать его коэффициент. Создание многочисленных тестов привело к тому, что многие из них были недостоверные, поэтому сравнить результаты разных тестов довольно сложно.

Как определить уровень интеллекта? Сегодня во многих школах дети проходят тестирование, чтобы узнать уровень своего интеллекта. Развитие интернета поспособствовало тому, что люди, в том числе взрослые, могут с лёгкостью пройти тестирование онлайн.

Как повысить интеллектуальный уровень

Как повысить уровень IQ?
Нашему интеллекту нужны постоянные тренировки, чтобы оставаться в форме! Держать мозг в тонусе поможет «Викиум» — платформа для тренировки памяти, внимания и мышления.

Меня здесь привлекает игровая форма тренировок. Онлайн-тренажёров достаточно много, к тому же часто добавляют новые.

А ещё есть возможность соревноваться с другими участниками в том, кто быстрее соображает, вспоминает и реагирует. Доступна статистика тренировок, которую можно сравнивать с достижениями других пользователей.

Попробуйте сами – бесплатная регистрация!

От чего зависит IQ? На этот счет существует множество версий. Назовем некоторые из них, но оговоримся, что многие являются предположениями, а не до конца обоснованными научными фактами.

Генетика

Считается, что если один из родителей имел высокий уровень IQ, то хотя бы один из двух детей будет интеллектуалом. Однако появившийся явно не на пустом месте афоризм о том, что на детях гениев природа отдыхает, подводит это утверждение под сомнение. Не понятно и то, насколько умным может родиться единственный ребенок в семье.

Внутриутробное развитие ребенка

Некоторые ученые считают — то, насколько умным родиться малыш, зависит от здоровья матери, наличия у нее вредных привычек, ее возраста, группы крови и резус фактора, а также их совместимости с показателями матери. Влияют на умственный фактор также число предшествующих родам беременностей, их периодичность, частота обследований на рентгене и количество эритроцитов в крови матери.

Количество детей в семье

Существует гипотеза о том, что каждый последующий ребенок, родившийся у матери, имеет более низкий уровень интеллекта, чем предыдущий. Таким образом, все старшие дети должны быть умницами, все младшие — … кому как повезет. Звучит неубедительно.

Экология

По утверждению ученых 25% ума в человеке зависит от качества экологии, в которой он растет. Согласно этой теории, самые умные люди живут в наиболее «диких» местах планеты. Городские жители должны уступать им в интеллекте.

Питание

Прямой связи между качеством, разнообразием пищи и видами продуктов не установлено. Но единственное, к чему ученые действительно склоняются — это влияние голода и недоедания в раннем возрасте на дальнейшее умственное развитие ребенка.

Семья

Взаимоотношения с близкими, общая обстановка в доме, забота родителей о развитии ребенка, образование и профессиональная успешность родителей — влияние всех этих факторов на IQ подрастающего или уже взрослого человека, по крайней мере, трудно отрицать.

Качество образования

В какой степени этот фактор влияет на IQ человека, ученые не определились. Но то, что образованный человек умнее неуча, это очевидно.

Расшифровка показателей

В целом у людей осталось довольно приятное впечатление, конечно, за исключением тех, у кого показатель оказался ниже среднего или посредственный. Некоторые влиятельные ученые придерживаются мнения, что в мире существует множество иных факторов, влияющих на интеллект и определяющих его. Безусловно, их тоже следует учитывать. Было бы неправильно судить о способностях индивидуума только по результатам теста IQ. Изо дня в день люди оценивают и, так сказать, тестируют окружающий мир на основании невербальных моментов в поведении. Даже после короткой, но содержательной беседы человек на подсознательном уровне приходит к определенным выводам в отношении умственных способностей собеседника. Примечательно, что у людей, чей показатель IQ выше среднего, первое впечатление о незнакомце редко бывает ошибочным. Сложившееся мнение впоследствии трудно изменить, зачастую для этого требуются достаточно убедительные доводы и аргументы. Многолетние исследования специалистов подтвердили еще один интересный факт: у родных, друзей и других близких людей уровень IQ находится приблизительно на одном уровне и максимально схож.

Зачем придумали IQ-тесты

Для изучения человека

Английский учёный Фрэнсис Гальтон измерял наследственные особенности людей, в том числе умственные. Он стремился определить границы возможностей человека: насколько высокие звуки и близкие оттенки цвета мы способны различать, какова максимальная скорость реакции.

В конце XIX века понятие интеллекта ещё не использовалось. Первые тесты моторных навыков и сенсорных способностей применяли в антропометрии наряду с показателями роста, обхвата головы и объёма лёгких.

Для оценки умственных способностей

Следующим шагом в развитии IQ-тестов стали разработки французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. В начале XX века перед системой образования Франции стояла задача разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. Бине и Симон создали методику диагностики для детей.

Сначала тест включал 30 словесных, манипулятивных и задач на восприятие. Дети от 3 до 13 лет делились на возрастные группы. Задания подбирались так, чтобы их могли выполнить ¾ детей с нормальным интеллектуальным развитием.


Коэффициент умственных способностей по шкале Бине — Симона

IQ ребёнка приравнивали к частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Если, например, ребёнок в 8 лет соображал, как девятилетний, то его коэффициент интеллекта составлял 9/8*100=112.

Для профориентации и отбора

В Первую мировую войну руководство армии США стремилось снизить потери и эффективно распорядиться человеческим ресурсом. Чтобы знать, кого назначить командиром, кто готов ехать на фронт, а кто пригодится в штабе, нужно было оценивать интеллектуальные и психологические возможности новобранцев. По заказу минобороны США были разработаны групповые тесты: вербальная версия Альфа — для англоговорящих военных, а Бета — для иностранцев и малограмотных.


Примеры заданий теста на интеллект в Британской армии

Итоговый вариант опросника внедрили в практику только за 3 месяца до окончания войны, и он не сыграл существенной роли в отборе. Сейчас психологическое тестирование и оценку интеллекта проводят в армиях разных стран и крупных компаниях.


Пример вопроса из теста умственных способностей на сайте минобороны РФ

Миф третий

Человек с высоким IQ имеет больше шансов, чем другие, добиться успеха в жизни.

На самом деле

В предисловии к одному из популярных изданий IQ-теста Айзенк писал, что для достижения жизненного успеха к высоким показателям интеллекта в обязательном порядке должны прилагаться настойчивость и высокая мотивация. Человек, обладающий высоким интеллектом, но лишенный настойчивости, рискует всю жизнь провести в ожидании «своего часа». Настойчивый в познании, но немотивированный никакими целями человек рискует так и не встать с дивана. Как ни печально, но наибольшие шансы на успех имеет сочетание настойчивость плюс мотивации, пусть даже и при отсутствии ярко выраженного интеллекта.

Уровень IQ выше 140

Люди с показателем IQ 145 и выше составляют не более 0,2 % населения Земли. Это те люди, которых относят к разряду гениев, обладающих мощнейшим аналитическим умом в совокупности с творческими способностями, позволяющими одновременно анализировать десятки факторов и делать долгосрочные прогнозы, определять пути развития науки в глобальном масштабе, генерировать новые идеи, разрабатывать новые теории, предлагать нестандартные решения, определять новые направления движения человечества, делать научные и технические открытия.

К самым ярким представителям этой группы ученых и мыслителей относились Билл Гейтс и Стивен Хоукинг. Большинство лауреатов Нобелевской премии, сделавших научные открытия, имеют коэффициент интеллекта выше 150. Однако, и среди простых людей, в т. ч. и детей, иногда появляются уникумы, обладающие сверхспособностями и показывающие результаты тестирования, приближающиеся к 200 баллам.

Что влияет на наше умственное развитие

Новозеландский политолог Джеймс Флинн первым заметил связь между уровнем жизни и показателем IQ. Развитие науки и образования, новые изобретения, улучшение жилищных условий, здравоохранения, питания, снижение уровня преступности — вот некоторые факторы, которые влияют на интеллектуальное развитие.

Так называемый эффект Флинна подтверждают и практически все локальные исследования. Например, в Дании тест на IQ должны пройти все люди, готовящиеся стать военными, — и так уже более 60 лет, причём тест, адаптированный в середине прошлого века, обновили лишь несколько лет назад. Средний результат при этом рос с каждым годом: с теми баллами, которые в 1950-х годах считались нормой, сегодня вас могут не принять на службу. Рост продолжался до конца 1990-х, в 2000-х цифры застыли, незначительно колеблясь то в одну, то в другую сторону, а теперь пошли вниз. И не только в Дании: о схожих результатах докладывают многие университеты и исследовательские центры по всему миру.

На первый взгляд этому нет никакого логического объяснения: согласно эффекту Флинна, рост должен только набирать обороты. Более того, учёные из Университета Отаго — именно того, в котором Флинн вёл свои исследования — добавляют к факторам роста ещё и информационный поток. Число газет и журналов в середине XX века выросло во много раз, тогда же появилось телевидение, и люди, постоянно пропуская через голову большие объёмы данных, научились проще усваивать любую новую информацию. Падение показателей совпало с массовым распространением интернета, что ещё сильнее запутывает.

Два объяснения этому явлению есть у самого Флинна. Первая версия — по статистике в развитых странах обеспеченные и добившиеся относительных успехов пары всё чаще заводят одного ребенка, в то время как многие многодетные семьи живут у черты бедности. Родители там не получили должного образования и не могут позволить оплатить колледж или университет детям, а плохие жилищные условия, согласно всё тому же эффекту Флинна, ведут к падению интеллекта. Эта гипотеза, во-первых, требует дополнительных исследований, во-вторых, состоятельна только в том случае, если гены действительно влияют на уровень IQ.

Гены и правда влияют на уровень IQ, причём значительно, говорится в результатах исследования американского психолога Роберта Пломина. Но у этого предположения есть множество противников: якобы Пломин и его коллеги не привели убедительных доказательств в пользу того, что из хороших семей умные дети выходят именно из-за генетических связей, а не из-за окружающей их комфортной среды.

Что такое тест на уровень IQ

Тест Айзенка IQ включает в себя сорок заданий, на прохождение которых дается тридцать минут. Если во время выполнения задания у вас не получается понять суть вопроса, то не стоит надолго на нем задерживаться. Вы можете быть на неверном пути к ответу и зря потратить время. Поторопитесь найти ответ на следующий вопрос.

Однако стоит знать, что большинство заданий вполне решаемы и не стоит быстро сдаваться. Нужно проявить терпение и смекалку для успешного выполнения задачи. Имейте в виду, что задания к концу прохождения теста становятся только сложнее. На некоторую часть вопросов ответит подавляющее большинство людей, но правильно решить все сорок задач за тридцать минут не сможет никто.

Ответом на задание является слово, число или одна буква. В некоторых случаях нужно самому придумать решение. Не следует ответ на нерешенную задачу писать наугад, но если у вас имеются некие предположения, то лучше ответить на вопрос.

Большинство обычных людей обладают уровнем интеллекта в промежутке 100−120 баллов.

Если вы набрали более 130 баллов, можете называть себя умным, а при результате более 150 — смело считайте себя гением. Однако не забывайте, что такой тест направлен на выявление уровня подготовки к решению логических задач, но вашего ума он не покажет. Тем не менее после прохождения теста на вашем экране появится результат в виде уникальной ссылки, которой можно поделиться с друзьями, вставить в свой блог или отправить работодателю.

Вредные наклонности

Специалисты пришли к выводам, что не всегда о гениальности и творческом потенциале говорят положительные формы поведения и черты характера. Существуют и вредные привычки, свидетельствующие об умственных способностях «не ниже среднего». Вот некоторые из них:

  1. Беспорядок на столе. Творческий кавардак не имеет ничего общего с неорганизованностью. Хаос на рабочем месте разрушает зону комфорта и стимулирует развитие личности. Рождается креативность, которая помогает справляться со сложными интеллектуальными задачами и находить нестандартные решения.
  2. Любовь к бранным словам. Считалось, что тяга к мату — показатель бедного словарного запаса, и малообразованный человек пытается донести до собеседника мысль при помощи ругательств. Но современные достижения нейролингвистики свидетельствуют об обратном. Употребление бранных выражений символизирует эрудированность и способности к словообразованию. Неологизмы — проявление креативности, и многие успешные бизнесмены и деятели искусства выказывают нежные чувства к ненормативной лексике.
  3. Разговор с самим собой. Привычка бубнить под нос положительно отражается на работе и служит показателем активной деятельности мозга, старающегося принять и переварить заданный объём информации.
  4. Раздражение от звуков чавканья. Большинство людей спокойно относятся к привычкам соседей аппетитно жевать жвачку или громко есть с открытым ртом. Интеллектуалы и творческие личности от этого не в восторге, т. к. чувствительны к фоновым раздражителям. Люди постоянно находятся во внимании, готовы поглощать идеи из окружающего мира, а чавканье мешает это делать и вызывает усталость.

Некоторым повезло родиться гениями, но основная масса населения осознанно практикует привычки, развивающие интеллект. Это трудно, и не всем удаётся. Умный не нуждается в управлении, он увлечётся, если получит предположительно невыполнимую задачу.

Тест IQ для детей от 7 до 16 лет

Опросник состоит из картинок, которые расположены в определенном порядке. Первые несколько заданий нужно выполнить с ребенком, чтобы он понял, чего от него хотят добиться. Затем вы посмотрите, насколько развит интеллект у вашего чада.

Проблема тестов на IQ для детей в том, что изначально такая тематика была применима только для взрослых. Но потом стали адаптировать задания для детей. И не всегда эти вопросы адекватны возрасту ребенка. Но этот тест один из самых удачных из всех методик для этого возраста. Автор методики – П. Ржичан, который сначала разработал задания для взрослых, но потом адаптировал их для детей.

Изучение IQ наукой

Ученые с тридцатых годов ХХ века предпринимали попытки научно определить уровень интеллекта. Решением проблемы изучения и измерения уровня интеллекта на протяжении всего ХХ века занимались такие ученые, как В. Штерн, Р. Стенберг, А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Д. Векслер и другие. Определить, что такое айкью человека, какие показатели нужно учитывать, — все это было обьектом изучения.

Психологи-практики выдвигали различные гипотезы и проводили эксперименты по изучению интеллекта:

  • определение взаимосвязи между процессами, происходящими в головном мозге человека, и его ответными реакциями на них;
  • зависимость когнитивных способностей от размера и веса головного мозга;
  • сопоставление уровня интеллекта родителей и их детей;
  • взаимообусловленность уровня интеллекта и социального положения человека;
  • зависимость уровня интеллекта от возраста индивида.

Также ученые разрабатывали тестовые методики по определению уровня интеллекта. С того времени стал актуален вопрос о том, что такое номер айкью — количественный показатель, дающий представление о мыслительных способностях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector