Комплекс упражнений на улучшение артикуляции у взрослых и детей
Содержание:
- 3 техники постановки звука «С»
- Рекомендации и полезные советы по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Логопедическая зарядка для губ:
- Организация занятий
- Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
- Логопедические занятия для развития речи ребенка
- Примеры конспектов занятий
- Произнесение звука [С]
- Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
- Презентация на тему: » По книге И.А Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»» — Транскрипт:
- Выводы
3 техники постановки звука «С»
1.Подражание
Наиболее часто применяемым методом постановки звука «С» считается подражание. Простота данного способа объясняется предрасположенностью дошкольников к копированию действий. Расположившись перед зеркалом вместе с ребенком, логопед демонстрирует правильное положение органов артикуляции и правильную силу и направленность воздушной струи. Нормированное произнесение звука «с» — рот открыть, кончиком широкого языка упереться в нижние зубы.
Техника является эффективной в случае незначительных дефектов звукопроизношения.
Данную технику можно применять в игровой ситуации, например, раздувая паруса кораблика, сдувая воздушный шарик, дуя в горлышко узкой бутылки и т.д.
2.Постановка от опорных звуков
Способ отлично помогает, когда в качестве опоры выступают межзубный или мягкий . Если имеют место подобные формы произношения звука, то ребенку предлаются следующие инструкции:
При мягком «С’»
– При языке, поднятом вверх, ребенку предлагается правильный образец звука, а затем можно попросить повторить следом за вами.
Обратите внимание, что при правильном произношении звука воздушная струя должна быть холодной и направляться вниз. Проверить это можно расположив тыльную сторону ладони малыша перед его губами
При твердом «С»
Можно получить, также используя звук «Ы» и, сомкнув зубы, направить воздушную струю вниз. Получится сочетание «ЫС».
При межзубном «С»
– При языке между зубами и выраженном желобке, можно попросить ребенка произнести звук, расположив язык за зубками.
Если желобок не выделяется, а язык слабый и широкий, то ставим межзубный «С». Лишь затем формируем правильную артикуляцию звука. Для закрепления правильной артикуляции ребенку нужно расположить язычок между зубами и можно даже слегка прижать его кончик резцами. Сформировать желобок поможет упражнение «Ветерок».
3.Постановка с механической помощью
В качестве помощников можно использовать ручку чайной ложечки, обломанные спичку или зубочистку, ватную палочку.
На язык посередине положить тонкую палочку или спичку (серу предварительно счистить) таким образом, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку, зубы сжать. Равномерно с силой выдыхать воздух, следя за тем, чтобы воздушная струя была сильная и холодная. При правильном выполнении всех подготовительных упражнений и этого должен слышаться звук «С». При произнесении звук «С» может звучать неясно и нечетко — значит, палочка лежит неправильно или воздух выдувается с недостаточной силой. При правильном выполнении упражнения получается звук «С». В дальнейшем звук отрабатывается с предметом, а затем без него. Повторять данное упражнение необходимо много раз, обязателен контроль перед зеркалом. Постепенно палочку вынимают и проделывают это же упражнение уже без нее.
При выполнении этого упражнения необходимо учесть несколько моментов:
- предмет необходимо положить ребенку на язык не более 2 см. в глубину;
- при шепелявом свисте нужно прижать предмет губами, а не зубами, но воздушная струя при выдохе проходит между зубами;
- на начальном этапе необходимо контролировать нажим предмета, чуть глубже или сильнее;
- обязательно используйте игровые ситуации, например, помочь герою или спасти принцессу, иначе ребенку будет скучно.
При закреплении произношения звука на начальных этапах работы разрешается использовать палочку при произнесении слогов и слов.
Рекомендации и полезные советы по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Важно соблюдать расписание занятий, включить их в режим дня, поначалу нужно заниматься ежедневно или через день. Такая частотность способствует более качественному результату и развитию навыков
Основные рекомендации по выполнению комплекса дома:
важно дозировать длительность занятий, нельзя утомлять ребенка и вырабатывать в нем страх перед заданиями;
в день можно выполнять по 3-4 упражнения;
каждое задание нужно выполнять несколько раз;
выполнять упражнения ребенку лучше в комфортной для него позе;
с детьми раннего дошкольного возраста нужно заниматься два раза в день: утром и вечером перед сном;
если у малыша не получается сложить язык для выполнения задания, нужно помогать ему первое время руками или ложкой.
Если у ребенка язык синеет и дрожит при выполнении артикуляционной гимнастики, лучше обратиться с данным симптомом к логопеду и неврологу. Строить занятия нужно от простых упражнений к более сложным. Вводить новые задания лучше по одному, после закрепления каждого можно добавить следующее.
Логопедическая зарядка для губ:
Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.
Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.
ТРУБОЧКА
Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.
В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.
УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА
Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.
Улыбочка и трубочка.
Растянулись в дудочку.
ЗАБОРЧИК
Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.
Язык задумал убежать –
Нам нужно крепко зубки сжать.
Организация занятий
В случаях выполнения артикуляционной гимнастики для языка для детей все упражнения лучше преподносить в игровой форме, чтобы удержать внимание малыша. Организовывать занятия в домашних условиях лучше по следующему алгоритму:
- сначала взрослый показывает на себе упражнение;
- потом ребенок, под наблюдением родителя, повторяет задание;
- расположиться обоим лучше напротив зеркала, чтобы малыш мог сам видеть свои движения.
Контроль взрослого в данном деле – важное условие, нужно смотреть правильность артикуляции, соблюдается ли симметричность движения мышц лица. Не стоит расстраиваться и критиковать малыша, если у него поначалу будут плохо получаться элементарные задания, при регулярных тренировках, со временем движения мышц будут становиться четче
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
Упражнения для губ
- «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5.
- « Хоботок» (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5.
- «Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5.
- «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5.
- «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Упражнения для губ и щек
- «Сытый хомячок». Надуть обе щеки.
- «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
- Чередование «Сытый хомячок-голодный хомячок». Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе.
- «Шарик». Раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком положении несколько секунд. Затем шарик начинает постепенно «сдуваться».
- Делаем это постепенно, очень медленно, выпуская воздух сквозь сжатые губы.
- «Шарик лопнул!». Раздуть щеки, а затем надавить пальцем…
И тогда: «Хлоп!», — шарик лопнет!
Упражнения для языка
- «Лопатка» ( Блинчик)- широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- «Иголочка»- язык узкий, напряженный вытянут вперед.
- «Чашечка»-открыть рот, положить язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой». Удерживать от 1 до 10.
- «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.
- «Горка» — рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
- «Часики»- рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт (тик-так) к уголкам рта.
- «Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.
- «Причешем язычок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад.
- «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося звонко, отчётливо и многократно: «д-д-д».
- «Заведи мотор». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»
- «Грибок». Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать от 1 до 10.
- «Комарик». Ребенок должен широко улыбнуться с открытым ртом. Затем, прижав язык к небу, пытаться произнести звук «дззз». Он будет похож на «джжж» — это нормально.
Логопедические занятия для развития речи ребенка
Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.
Занятия для развития мелкой моторики
Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном
итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами.
Попробуйте.
Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев:
перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать
бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в
пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое
времяпрепровождение.
Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика
Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать
звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии
предмета.
Используйте наглядные средства: картинки, рисунки,
поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс
обучения и сделает его усвоение более доступным.
Детей
2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или
тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук
«а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а
совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные
звуки.
Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.
Благоприятно
воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием
слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика:
маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с
подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.
Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь
Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения
Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной
гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе
речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную
струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.
Упражнения для силы голоса:
для высоты голоса:
для тембра голоса:
Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.
Таким
образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические
упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем
тоже занимается логопедия.
Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи
Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения
четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас,
улучшают дикцию и развивают слух.
Для
увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте
прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на
все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И
тогда проблем с речью на порядок будет меньше.
Артикуляционная гимнастика
Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.
Такая логопедическая гимнастика полезна в любом возрасте. Независимо
от того, сколько лет вашему ребенку, она тренирует язык, губы, щеки,
челюсти для правильной, четкой и красивой речи.
Логопедические упражнения на звук
Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:
Разнообразие
и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с
ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры,
музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение —
ваши лучшие помощники.
Примеры конспектов занятий
Конспект занятия включает в себя:
- Предлагаемую тему занятия («Отработка звука «С»).
- Группу и возраст детей («Подготовительная группа, 6-7 лет).
- Форму проведения (Групповое/ Подгрупповое / Индивидуальное занятие).
- Цели и задачи комплекса.
- Ход занятия с таймингом:
Организационный момент – 30 секунд;
Упражнение «улыбка» – 30с;
«Хоботок» – 30с;
Чередование «улыбка-хоботок» – 45с;
Упражнение «шарик» – 20с;
«Шарик сдулся» – 20с;
Чередование «шарик – шарик сдулся» – 30с;
Упражнение «лопатка» – 1 мин
«Наказать непослушный язычок» — 30с;
«Маляр» — 1 мин
«Чашечка» — 30с
Подведение итогов – 1 мин
- Используемый наглядный материал и техническое оснащение (презентация, ПК, альбом по развитию речи).
- Используемая при составлении плана методическая литература.
Важно! Лучше всего проводить занятия под тематическую песенку или стишок. Вслушиваясь в слова педагога, дети не обращают внимания на сложность упражнений и проявляют меньше негативных эмоций в случае неудачного выполнения
https://youtube.com/watch?v=rb8b7eXPvSY
Например, история про кота Рыжика:
- Упражнения на зевок – «Котик рыжик заскучал, ни с кем дома не играл»
- Улыбка – «Чтоб друзей он нашел, в детский садик кот пошел»
- Маятник – «Потянулся влево, вправо»
- Варенье – «Съел варенье из кармана»
- Хлопки в ладоши – «Замурчал: Малыши! Веселитесь от души!»
Обратите внимание! Из специальных дидактических пособий логопеды часто применяют альбомы Ирины Волошиной. Особенность их — наглядное оформление материала
Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы
Особенность их — наглядное оформление материала
Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы
Вторая книга – для девочки – здесь господствуют феи, принцы и принцессы. Помимо развития речевого аппарата красочные дидактические материалы позволяют пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка. Хватает данного материала, как правило, на месяц активных занятий. Стоимость пособия – от 255р до 300р*.
Важно! Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей
Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.
Пример занятия ребенка
Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что малыш будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.
*Цены актуальны на 3.05.2019
Произнесение звука [С]
- губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные и , что приводит к упреждающему округлению губ;
- зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
- язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
- вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
- голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
В четком и правильном произношении огромную роль
играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит
умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и
правильно произносить звуки.
Комплекс для развития мышц губ
«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать
их в таком положении.
«Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он
зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик»
улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на
нижней, не перекрывая ее.
«Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как
будто это хобот слона или трубочка.
«Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты
вперед
Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
«Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха
через трубочку в стакан с водой
Получится «шторм».
«Художник». Удерживая губами карандаш, нужно
«нарисовать» круг или квадрат в воздухе.
Комплекс для развития мышц языка
- «Чашечка». Нужно широко раскрыть
рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так,
чтобы он не коснулся зубов. - «Лопата». Полностью расслабленный
язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе. - «Жало». Напряженный язык резко
выдвигается вперед, как жало пчелы. - «Футбол». С закрытым ртом надо
упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д. - «Маятник». Высунуть язык и водить
напряженным языком вправо и влево, как маятник часов. - «Чистим зубы». С закрытым ртом
надо «почистить» верхние и нижние зубы. - «Лошадка». Изобразить языком, как
цокает копытами лошадь.
Комплекс для развития мышц щек
- «Сытый хомячок». Набирается полный
рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать
попеременно правую и левую щеки. - «Голодный хомячок». Нужно втянуть
щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками. - «Лопнувший шарик». Губы плотно
сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями. - «Буря».
- Выдувать мыльные пузыри
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики
Презентация на тему: » По книге И.А Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»» — Транскрипт:
1
По книге И.А Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»
2
Артикуляционная гимнастика это ряд упражнений для мышц лица, губ, язычка, помогающих подготовить артикуляционный аппарат к произношению того или звука, выработать силу, ловкость и точность движений. Гимнастику для язычка рекомендуется выполнять перед зеркалом. Логопед показывает образец выполнения упражнения, а ребёнок повторяет за ним. Каждое упражнение необходимо выполнять 5- 7 раз. Продолжительность гимнастики для детей 6-7 лет – 10 минут. Артикуляционная гимнастика это ряд упражнений для мышц лица, губ, язычка, помогающих подготовить артикуляционный аппарат к произношению того или звука, выработать силу, ловкость и точность движений. Гимнастику для язычка рекомендуется выполнять перед зеркалом. Логопед показывает образец выполнения упражнения, а ребёнок повторяет за ним. Каждое упражнение необходимо выполнять 5- 7 раз. Продолжительность гимнастики для детей 6-7 лет – 10 минут.
3
Для того чтобы повысить интерес мальчиков к выполнению сложных и рутинных упражнений, превратить каждодневные тренировки в весёлое увлекательное путешествие, мы предлагаем игру с машинкой. Губы в этой игре становятся и гаражом и мотором. Язычок превращается то в машинку, то в мостик, то в дорогу. В пути нас ждут и поломка, и починка, встречи с лошадкой и экскаватором и ещё много всего интересного.
4
Спокойно открыть рот, подержать его отрытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот.
5
Растянуть губы в улыбку, показать все зубки. Челюсти сомкнуты.
6
Вытянуть губы вперед в виде трубы.
7
Надуть щечки, удерживать внутри полости рта воздух в течение секунд.
8
Втянуть щечки между зубами в полость рта, Губы сомкнуты.Удерживать щечки внутри полости рта в течение 3 – 6 секунд.
9
Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язычок так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язычок на нижней губе 3 – 5 секунд.
10
Открыть рот, высунуть узкий напряженный язычок. Удерживать напряжение 3 – 5 секунд.
11
Рот открыт. Поднять язычок к верхним бугорочкам (альвеолам). Постучать язычком по нёбу: «д–д -д-д-д-д-д». Упражнение выполнять на выдохе. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.
12
Рот открыть, улыбнуться, Касаясь губ, провести по кругу кончиком язычка в одну, потом в другую сторону. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.
13
Рот раскрыть, губы сомкнуты. Проводить кончиком язычка по внутренней стороне щеки слева, справа, за губами.
14
Рот открыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Двигать язычком вправо – влево, касаясь уголков рта. Следить за тем, чтобы язычок двигался по воздуху, не касаясь нижней губы.
15
Рот раскрыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Поднимать широкий язычок на верхнюю губу, опускать на нижнюю. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.
16
Рот открыть, улыбнуться. Зацепиться кончиком язычка за нижние зубы, спинку язычка выгнуть. Удерживать данное положение 3 – 5 секунд.
17
Рот открыть, щелкать язычком, присасывая его к верхнему нёбу. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.
18
Открыть рот. Высунуть язычок и приподнять его края, чтобы он стал похож на ковш. Удерживать язычок в течение 3 – 5 секунд.
19
Рот открыть. Широким язычком быстро проводить вперед-назад по верхней губе. Произносить « бл-бл-бл-бл»
20
Рот открыть. Улыбнуться. Упереться кончиком язычка в верхние зубы, ритмично их толкать 5 – 7 раз.
21
Рот открыть. Широкий расслабленный язычок положить на нижнюю губу. Ритмично закрывать и открывать рот, произнося «па-па-па» Следить, чтобы язычок лежал на нижней губе, не уходил в ротовую полость.
22
Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу так, чтобы хорошо натянулась уздечка. Удерживать данное положение язычка в течение 5 – 10 секунд.
23
Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу так, чтобы хорошо натянулась уздечка. Ритмично закрывать и открывать рот, не отрывая язычок от нёба.
24
Рот открыть, улыбнуться. Кончиком язычка проводить влево – вправо по внутренней стороне верхних, а затем нижних зубов. Выполнить движение 5 – 10 раз.
25
Рот открыть, Провести кончиком язычка вперед – назад по нёбу Выполнить движение 5 – 7 раз.
26
Рот приоткрыть, улыбнуться. Кончик язычка поставить на верхние зубки с внутренней стороны, Гудеть горлышком: «ы-ы-ы» Выполнять 3 – 5 секунд.
27
Подуть на сомкнутые расслабленные губы: «бр-бр-бр-бр»
28
Рот открыт, язычок спокойно лежит внутри полости рта. Медленно закрыть рот.
Выводы
Дизартрия — это не просто невыговаривание некоторых звуков. И уж точно не стоит ждать, что ребенок с таким диагнозом «разговорится», как дочка соседей. Это речевое нарушение намного глубже и сложнее, но — не всегда приговор. Главное — не упустить время.
Вот почему закрывать глаза на проблему — огромная ошибка родителей. Конечно, принять тот факт, что у твоего чада какие-то нарушения, тяжело. Но сделать это необходимо именно во благо будущего своего малыша. Невылеченное же заболевание принесет взрослому человеку множество проблем в социальной жизни — начиная от общения и заканчивая работой.
Если выявить болезнь на ранней стадии развития, ее вполне можно вылечить. Комплексный подход к терапии дает хорошие результаты. Конечно, если нет грубых нарушений нервной системы.
Еще лучше, если удалось диагностировать болезнь, когда она еще не дала о себе знать, то есть до первых попыток малыша говорить. Такая ранняя коррекционная работа станет эффективной профилактикой.