6 упражнений для развития памяти ребёнка

Факторы, влияющие на развитие памяти

На эффективность запоминания влияют возраст и состояние здоровья. Со временем память ухудшается. После 30 лет нужно прилагать больше усилий, чтобы сохранить функции запоминания и сообразительность в пожилом возрасте.

Пожилая женщина читает

Важно! Стресс, переутомление, тревожность отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии, оказывают влияние на способность быстрого запоминания информации. Ухудшают память некоторые лекарственные препараты, алкоголь, кофеин в неконтролируемых количествах

Информация лучше усваивается, если:

  • Она вызывает интерес, процесс познания идет легко, с удовольствием;
  • Связана с яркими положительными эмоциями, впечатлениями;
  • Используется на практике;
  • Понятна, подается легко доступным языком;
  • Часто встречается.

Подаваемая информация должна быть логически построена, именно это позволит ее анализировать и запечатлеть надолго. Человек может прибегать к механическому запоминанию, когда в памяти остаются данные в том виде, в котором преподносились, зазубриваются. Такая информация не останется в распоряжении человека надолго. Нужно обдумывать услышанное, уметь выделять главную мыль, прослеживать связь и логику. Тогда в памяти отложатся основные моменты, передающие суть повествования.

Зарядка для мозга простые упражнения для улучшения памяти внимания и Мышления в Любом возрасте. Упражнения для головного мозга

Упражнение 1 — Разноцветный текст

Посмотрите на разноцветный текст, представленный ниже. Как вы видите, он состоит из перечня цветов, но слова не соответствуют действительности. Ваша задача заключается в том, чтобы называть вслух цвет, которым написан текст. Как только вы дойдете до конца, задание стоит повторить, но уже с конца списка.

По началу данное упражнение будет даваться с трудом. Затруднения возникают по причине того, что за восприятие текста и цвета отвечают разные полушарии головного мозга.

Польза упражнения для ума

Помогает сформировать новые связи между полушариями, улучшает концентрацию и внимательность. К тому же, упражнение служит эффективной профилактикой болезни Альцгеймера.

Упражнение 2 — Таблица Шульте

Найдите число 19

Сконцентрируйте на нем свое внимание на некоторое время. После этого оторвите от нее взгляд, и начинайте находить числа от 1 по возрастающей

Для регулярного выполнения этого упражнения для развития ума, рекомендуется самостоятельно рисовать таблицу, а числа ставить в любом порядке.

Польза упражнения для ума и памяти

Повышает вашу скорость восприятия поступающей информации, и ее обработки. Также оно способствует развитию периферийного зрения.

Упражнение 3 — Знаки пальцами

Сложите пальцы на правой руке в знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был «мир» — стал «ок», на левой — был «ок» — стал «мир». Повторяйте упражнение 10-15 раз.

Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение не спеша, постепенно ускоряясь.

Польза упражнения для ума

Включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.

Упражнение 4 — Синхронное письмо

Это упражнение по своему принципу схоже с предыдущим.

Возьмите 2 листа бумаги и 2 карандаша (или 2 ручки). Одновременно рисуйте различные фигуры. Можно писать слова, но чтобы они были одинаковы по количеству символов.

Польза упражнения для ума

Помогает справляться с решением сразу нескольких задач, стимулирует одновременную работу правого и левого полушария.

Для получения быстрого и положительного эффекта уделяйте представленным упражнениям для ума и памяти 20-30 мин 2-3 раза в день. Выполнять их стоит до тех пор, пока они не дойдут до автоматического исполнения. Как только они стали даваться вам с легкостью, переходите к другим задачкам. Рекомендуем ознакомиться со статьейи

Кроме того, стоит уделить должное внимание своему, если хотите сохранить память и трезвый ум долгие годы

Что такое память и запоминание

Запоминание — это процесс сохранения в памяти новой информации. Память включает в себя и процесс запоминания, и воспроизведения, и систему повторения. Запоминаем мы абсолютно все без исключений, вот только воспроизвести это самое «все» можем далеко не всегда.

Фоновое запоминание предполагает запоминание естественным образом. Оно не требует ни сил, ни осознанных усилий и хорошо хранится в том объеме, в каком у нас натренирован этот механизм. Фоновое запоминание тренируется попытками  восстановить происходящее детально и подробно. Для этого как можно чаще вспоминайте ту информацию, с которой работали.

Так вы настроите фильтры восприятия мозга на то, что любая информация может потребоваться для воспроизведения. И, соответственно, хранение и доступ к этой информации будет организован на более высоком уровне.  

Чтобы тренировать этот вид запоминания, советуем вести дневник и практиковать упражнение «Перепросмотр». Для этого перед сном потратьте время не на пролистывание ленты в соцсетях, а на восстановление прожитого дня в мельчайших подробностях (например, завтрак, варка кофе, звонок родителям, поиск ключей от машины). Не пропускайте элементы дня, даже если сначала будете тратить много времени. Как только процесс пойдет быстрее, усложните задачу: вспоминайте день наоборот. 

Зубрежка — еще один способ запоминания, при котором мы нарабатываем нейронные связи за счет многократного повторения материала. Зубрить эффективнее, чем надеяться  на фоновое запоминание. Вот только зубрежка — очень скучное занятие и плодит негативные эмоции, поэтому тренировать этот способ мы не рекомендуем ни в каком виде. К счастью, есть более интересные способы для тренировки запоминания. 

Ассоциативное запоминание — осознанное формирование ассоциаций или мнемотехника. Этот способ мы рекомендуем и практикуем с нашими студентами. Запоминание через ассоциации полезно для развития памяти, тренирует воображение и позволяет тренироваться быстро и интересно. Об этом будем говорить дальше.

Unsplash

Почему ухудшается память у пожилых

Ухудшение памяти у пожилых людей происходит не только из-за возрастных изменений в организме

Есть и другие причины, на которые стоит обратить внимание:

  • сокращение круга интересов;
  • ослабление концентрации внимания из-за отсутствия потребности в ней;
  • малая активность, преобладание сидячего образа жизни;
  • разрушение нейронных связей в мозге.

Пожилые люди чаще ведут пассивный образ жизни, не работают, не увлекаются занятиями, требующими напряжения ума. Из-за малых нагрузок память слабеет. Данные статистики показывают, что трудоустроенные пожилые люди обладают гораздо лучшими интеллектуальными способностями, чем их неработающие товарищи.

В то время как физические и психические показатели при постоянной нагрузке падают, и для их улучшения организму требуется отдых, чтобы держать в тонусе память, ее необходимо постоянно тренировать. Только регулярные упражнения помогают сохранить интеллектуальные навыки в зрелом возрасте.

Прибегнув к простым приемам, пожилые люди смогут нагружать память, даже если им придется долгое время быть иммобилизованными, например, при переломе шейки бедра, когда человеку требуется длительная реабилитация и ограничения в привычной жизнедеятельности. Одно из самых эффективных упражнений для развития памяти и ума у пожилых людей – разгадывание логических загадок, ребусов, кроссвордов, сканвордов, то есть любых задач, активизирующих мыслительную деятельность. Большую нагрузку получает память при чтении книг или изучении языков – поток информации, который мозгу необходимо постоянно обрабатывать, как нельзя лучше стимулирует умственную деятельность пожилых людей.

Существуют проблемы физиологического характера, которые становятся причинами ухудшения памяти:

  • плохое кровоснабжение организма в целом и сосудов головы в частности;
  • сокращение нервных клеток мозга.

Для каждого пожилого человека причины ухудшения интеллектуальных способностей индивидуальны. Нередки случаи, когда люди старшего возраста обладают отличной памятью и острым умом. Чаще всего они целенаправленно или по роду деятельности на протяжении жизни стимулируют свои умственные способности упражнениями.

Что можно рекомендовать, чтобы предотвратить или замедлить процесс ухудшения памяти у пожилых людей:

  • Обязательно следить за состоянием здоровья и при первых признаках недомогания обращаться к врачу, не дожидаясь, пока последствия болезни станут необратимыми. В первую очередь в зону риска попадают заболевания, связанные с сердцем и сосудами, которые отрицательно влияют на состояние памяти у пожилых людей, например, такие, как атеросклероз.
  • Для здорового духа и хорошей активности мозга необходимо чередовать отдых и физические упражнения, поэтому пожилым людям показано выполнение зарядки (конечно, неинтенсивно и с учетом состояния здоровья).
  • Нередко ухудшение памяти у пожилых людей провоцируется неправильным питанием. Для деятельности мозга ежедневно требуется много глюкозы, иначе он страдает. При атеросклерозе противопоказано употребление продуктов с большим содержанием холестерина.
  • Вышивка или вязание – хорошие упражнения для тренировки памяти у пожилых людей, они способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики, которая, как известно, напрямую связана с интеллектуальными способностями.
  • Насыщение организма кислородом необходимо для его работы, поэтому в любом возрасте, тем более пожилом, показано ежедневно дышать свежим воздухом. На прогулке также можно заняться тренировкой памяти, например, запоминая незнакомые места, примечая детали, которые раньше оставались без внимания.

Для наиболее продуктивной работы мозга нужна постоянная смена деятельности. После занятий, требующих концентрации памяти и интеллектуальных способностей, пожилым людям лучше всего пойти на прогулку или сделать зарядку, заняться ежедневными домашними делами. Такой прием дает возможность усвоиться полученной информации, а также позволяет глазам отдохнуть.

Упражнения для улучшения кровообращения головного мозга. Правила и техника

Упражнения нужно делать ежедневно 2 раза в день – утром и вечером. Утром – это заряд бодрости и настроя на рабочий лад, а вечером – расслабление после трудового дня и подготовка к вечернему отдыху.

Чтобы улучшить циркуляцию крови в сосудах головного мозга, нужно подойти к проблеме комплексно. Это означает, что в комплекс упражнений входят не только движения, повороты головы, но и предусмотрено участие других частей тела, например, ног. Это делается для того, чтобы в результате нагрузки сердечная мышца начала работать активнее. После приседаний, махов ногами или выпадов движение крови активизируется, а диаметр сосудов увеличивается.

Все движения, предусмотренные при выполнении упражнений, должны быть плавными и неспешными. Категорически нельзя делать резкие повороты и рывки. Количество повторов для каждого упражнения одинаковое – десять.

Не менее важно во время тренировки следить за дыханием. Оно должно быть ровным, плавным и глубоким, без напряжения и остановок

При таком дыхании происходит активное поступление в организм кислорода.

Важное правило: само движение следует делать во время выдоха, а возвращаться в исходное положение, когда происходит вдох. Любая тренировка построена на принципе: от простого к сложному

Упражнения для мозгового кровообращения – не исключение. Вначале нагрузка небольшая, повторов немного. Постепенно следует менять нагрузку за счет увеличения:

Любая тренировка построена на принципе: от простого к сложному. Упражнения для мозгового кровообращения – не исключение. Вначале нагрузка небольшая, повторов немного. Постепенно следует менять нагрузку за счет увеличения:

  1. Повторов одного и того же упражнения.
  2. Количества подходов.

Если человек испытывает боль, головокружение, видит круги перед глазами, то занятия на время следует прекратить, пока не исчезнут симптомы. В таком случае необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, головная боль – признак развивающегося серьезного заболевания. После лечения занятия возобновляются.

На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы

Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным

Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.

Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».

Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).

Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.

Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности

В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному. В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума. Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.

При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции

При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови

Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.

Эффективность развития памяти и внимания

Некоторые люди умеют запоминать большие объемы информации без особых усилий. Однако большинству приходится напрягаться, чтобы освоить новые сведения, и с возрастом этот процесс дается все сложнее

Упражнения не будут эффективными, если не уделять внимание следующим аспектам:

  1. Правильное питание. Для деятельности мозга необходимы натуральные продукты: орехи, овощи, фрукты, мед, жирные сорта рыбы, печень, говядина, яйца.
  2. Здоровый сон. Рекомендуется спать не менее 7-8 часов в день.
  3. Физическая активность и прогулки на свежем воздухе.

При постановке задачи лучше сосредоточить усилия на решении одной проблемы, а не пытаться делать все сразу

Важно научиться отделять ненужную информацию от полезной, и не загружать ею голову. Тренировку надо сочетать с отдыхом, поскольку уставший мозг не способен эффективно работать

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Техники для лёгкого запоминания

Существуют методики улучшения памяти и внимания – техники запоминания, которые позволяют добиваться впечатляющих результатов путём изменения подхода к обработке информации.

  1. «Акроним» и примыкающая к ней техника «Акростих».

    Упрощают запоминание сложных цепочек и рядов путём соотнесения первых букв в более простой контрольной фразе с первыми буквами элементов запоминаемой последовательности. Например, иерархическая классификация в биологии может быть представлена в виде фразы «Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернётся», которая используется для запоминания следующей последовательности: «Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид».

  2. «Мнемофраза».

    Содержательная фраза, в которой собраны слова, подчинённые определённому правилу. «Уж замуж невтерпёж» объединяет в себе наречия, которые пишутся без мягкого знака.

  3. «Мнемостих».

    Техника, сходная с предыдущей, но в ней, благодаря ритмике и рифме, процесс запоминания проходит проще. Так начало числа пи (3,1415926) запоминается с помощью следующего четверостишья:

    «Нужно только постараться

    И запомнить всё, как есть:

    Три, четырнадцать, пятнадцать,

    Девяносто два и шесть».

  4. «Образ буквы».

    Техника сводится к визуализации очень яркого образа того или иного элемента (буквы, цифры). Например, в слове «ломоть» ударение приходится на последнюю «о», и чтобы это запомнить достаточно представить букву в виде горящего колеса.

  5. «История».

    Один из самых популярных методов длязапоминания большого количества несвязанных предметов, которые включаются в единую сюжетную историю с эмоциональной окраской. Особенности таковы, что благодаря эмоциональной окраске детали легче запечатлеваются в памяти. Таким же образом можно запоминать, например, несвязанные цвета, если каждый цвет ассоциативно «привязать» к персонажу истории. Например, если надо запомнить жёлтый, серый и фиолетовый цвета, то придумывается история, в которой серая мышь, спасаясь от жёлтого солнца, прячется в фиолетовом баклажане.

  6. «Цепочка».

    Техника схожа с предыдущей, однако здесь каждый новый поворот сюжета, добавляется к предыдущему: «серая мышь, держит в лапах жёлтый сыр, в котором видна фиолетовая плесень».

  7. «Локация».

    Для создания запоминаемого образа элементы представляются в помещении или на определённом маршруте. Например, чтобы запомнить список покупок можно представить их все на полках холодильника.

Существуют и другие, менее популярные техники, однако независимо от степени овладения практиками, их применение требует расширение возможностей нейронных сетей. А это напрямую зависит от состояния клеток головного мозга и их способности осуществлять химическое и электрическое взаимодействие. Для создания оптимальных условий мозговой деятельности применяют средства, стимулирующие процессы прохождения сигнала.

Незаметная тренировка в повседневной жизни

В этом разделе я собрала для вас самые простые, но от этого не менее эффективные рекомендации, которые вы без труда сможете выполнять в домашних условиях, что называется, на фоне:

  1. Чаще работайте левой рукой (если вы левша, то правой). Чистите зубы, мойте посуду, пишите записки, застегивайте пуговицы, держите столовые приборы, чистите ванную и т. д. Этим вы поможете менее активному правому полушарию стать лучше, а в качестве бонуса разовьете творческие способности и нестандартное мышление.
  2. Развить сенсорные навыки помогут занятия с закрытыми глазами. Ходите по квартире, принимайте душ, трогайте предметы, но не смотрите на них. Это упражнение можно выполнять даже в общественном транспорте: перебирайте монетки в своем кармане и пробуйте определять их достоинство.
  3. Чтобы проверить работу мозга, составляйте список продуктов перед походом в магазин, но держите его в кармане, а сами покупки набирайте в корзину по памяти. Дома вы сможете сверить, насколько содержание пакетов соответствует изначальному плану.
  4. Все привычное утомляет и угнетает мозг. Старайтесь вносить в свою жизнь даже самые маленькие изменения. Переставьте мебель или переложите вещи с их привычных мест, приготовьте новое блюдо с необычным вкусом, походите по дому в разной обуви (на правую ногу наденьте тапок, а на левую – туфлю на каблуке). А еще очень полезно периодически менять свои привычные маршруты. К примеру, дойдите до ближайшего магазина другой дорогой или воспользуйтесь лестницей вместо лифта.
  5. Для тренировки памяти и речи попробуйте придумать как можно больше разнообразных ответов на вопрос о том, как у вас дела. Потом при случае обязательно вспоминайте и используйте оригинальные ответы в общении.

Упражнения для развития сценического движения

Сценическое движение – реакция, координация движений, способность передать внутренний мир и переживания героя через язык тела. Умение двигаться на сцене – комплексный навык, для освоения которого требуется тренировка нескольких способностей.

Релаксация. Часто причиной «физических зажимов» и неубедительных, «ненастоящих» сценических движений артиста становится стресс, скованность, неспособность расслабиться. О том, как этого избежать, можно прочитать в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения» на страницах нашего блога.

В статье о сценическом движении мы писали о важности тренировки всех групп мышц и пластики тела, которая позволяет актеру оттачивать свои двигательные навыки. Вот некоторые упражнения:

  1. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль тела. Упражнение поделено на 8 этапов, которые сменяются через прыжок. «Раз»: ноги из положения вместе в положение на ширине плеч, правая рука на пояс. «Два»: ноги в исходную позицию, левая рука на поясе. «Три»: правая нога вперед, левая назад, правая рука на плече. «Четыре»: ноги вместе, руки поменялись, теперь левая на плече. «Пять»: ноги на ширине плеч, правая рука на затылке. «Шесть»: ноги вместе, левая рука на затылке. «Семь»: левая нога вперед, правая назад, правая рука поднята вверх. «Восемь»: ноги вместе, левая рука поднята вверх.
  2. Сценическое падение. Исходная позиция: ноги на ширине плеч. Сделать шаг правой ногой назад и потянуться руками и всем корпусом к прямой левой ноге. Мягко сесть на пол. Повторить упражнение с шагом назад левой ногой.
  3. Больше различных упражнений с иллюстрациями к ним ищите здесь.

Координация и баланс:

  1. Исходное положение: стоя на правой ноге, левая нога согнута в колене так, что бедро и стопа параллельны полу, руки разведены в стороны. На выдохе медленно наклоняемся вперед насколько это возможно. Левая нога отводится назад, но не разгибается. На вдохе так же не спеша выпрямляемся и возвращаемся в исходное положение. Повторяем упражнение 10-12 раз, меняем ногу и проделываем то же самое.
  2. Исходное положение: стоя на правой ноге, руки в стороны. Левой ногой начинайте описывать в воздухе восьмерки. Повторите 6-8 раз. Затем смените ногу. Чтобы усложнить выполнение – закройте глаза.
  3. Посмотрите видео о тренировке баланса и координации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector