Грамота ру
Содержание:
- Вариант 1.2
- Управление в русском языке
- Большой толковый словарь
- Профессор Алла Кирилина: Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера
- «Справедливый, гуманный и кристальной честности человек» (О забытом русском лингвисте Д. Н. Кудрявском). Часть 1
- Русский язык и вечное счастье. Ксения Туркова – о курсах русского языка в США
- Словарь антонимов
- Большой толковый словарь
Вариант 1.2
Форма | Код | |
<FORM id=gramotaCheckWord style=»MARGIN: 0px» name=gramotaCheckWord action=http://www.gramota.ru/slovari/dic/ method=get><TABLE style=»MARGIN: 0px» cellSpacing=0 cellPadding=0><TBODY><TR><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: url(http://www.gramota.ru/img/design/corner-yellow-leftop.gif); WIDTH: 6px; HEIGHT: 6px»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: #FFC410;»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: url(http://www.gramota.ru/img/design/corner-yellow-rigtop.gif); WIDTH: 6px; HEIGHT: 6px»></TD></TR><TR><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: #FFC410;»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: #FFC410;»><TABLE style=»MARGIN: 0px» cellSpacing=0 cellPadding=0><TBODY><TR><TD colspan=2 style=»PADDING: 2px; FONT: 12px Tahoma, sans-serif; TEXT-ALIGN: center»><STRONG>Словари русского языка</STRONG></TD></TR><TR><TD style=»PADDING: 2px 0px 2px 2px; TEXT-ALIGN: center»><INPUT class=text style=»FONT: 12px Tahoma, sans-serif; WIDTH: 86px» size=12 name=word><INPUT type=hidden value=x name=all></TD><TD style=»PADDING: 2px; TEXT-ALIGN: center»><INPUT style=»FONT: 12px Tahoma, sans-serif; WIDTH: 66px; COLOR: #000; BACKGROUND-COLOR: #fee16d» type=submit value=проверить></TD></TR><TR><TD colspan=2 style=»PADDING: 2px; TEXT-ALIGN: center»><A style=»FONT: 12px Tahoma, sans-serif; COLOR: #000; TEXT-DECORATION: none» href=»http://www.gramota.ru/» target=_blank>www.gramota.ru</A></TD></TR></TBODY></TABLE></TD><TD style=»BACKGROUND: #FFC410″> </TD></TR><TR><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: url(http://www.gramota.ru/img/design/corner-yellow-lefbot.gif); WIDTH: 6px; HEIGHT: 6px»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: #FFC410;»></TD><TD style=»PADDING: 0px; BACKGROUND: url(http://www.gramota.ru/img/design/corner-yellow-rigbot.gif); WIDTH: 6px; HEIGHT: 6px»></TD></TR></TBODY></TABLE></FORM> |
Управление в русском языке
НЕ (отрицательная частица). Падеж управляемого слова при переходном глаголе с отрицанием — родительный или винительный.1.Форма родительного падежа, как правило, употребляется:1) при наличии в предложении частицы ни или местоимения либо наречия с приставкой ни-: Ни на миг не оставляешь ты аккуратности своей (Н.); Да мы не имеем ни малейшего понятия о том, что делается с этими несчастными (Л. Т.); Ни подкупы, ни запугивания, ни насилие, к которым прибегали судовладельцы, не сломили боевого духа забастовщиков (Газ.); Никогда никому не доверял своей тайны (Ч.); Никогда он ещё не ощущал так горестно своей беззащитности (М. Г.); До вас никто ещё этого браслета не надевал (Купр.);2) при разделительно-количественном значении дополнения (указании на часть предмета или предметов): не отмечал недостатков; не приводил примеров; не принимает мер; Я вам хлеба не достану (М. Г.); За обедом оказалось, что он не пьёт вина и не ест мяса (М. Г.); Не купил к чаю баранок (Фед.);3) при глаголах видеть, слышать, думать, знать, понимать, желать, хотеть, ожидать и др. со значением восприятия, мысли, желания, ожидания: Печали в её словах Самгин не слышал (М. Г.); Ты не чувствуешь его пафоса (М. Г.); Он… деревни не знал (Ч.);4) при глаголах иметь, получать, доставать и т. п., которые в сочетании с частицей не приобретают значение полного отрицания: не имеет комнаты; не получил приказа; не достал билета; не приобрёл нужных вещей; Эта прокламация не имела успеха (М. Г.);5) при выражении дополнения отвлеченным существительным: не теряет времени; не обнаруживает желания; не скрывает радости; не делает уступок; не даёт оснований; не осуществляет контроля; не упускает случая; Дельвиг не любил поэзии мистической (П.); Здесь шума не любят (М. Г.); Утро не принесло радости (Леон.); Веселья я не ищу (Кетл.);6) при выражении дополнения местоимением это или то (с присущим им отвлеченным значением): И кто не понимает этого, тот не понимает Францию (М. Г.); Этого даже сделать не можете? (Купр.); Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось (Ес.);7) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках (чаще при выражении дополнения отвлеченным существительным): не испытывает желания; не питает надежды; не находит поддержки; не делает секрета; не даёт ходу; не принимает участия; не обращает внимания; не даёт покоя; не имеет представления; не внушает доверия; не упускает возможности; души не чает; Вчерашнего дня не воротишь; Чужой тайны не поверяй. Так же при конкретном значении дополнения-существительного: не спускает глаз; не покладая рук; Денег куры не клюют; Лёжа хлеба не добудешь; Плетью обуха не перешибёшь; Своего локтя не укусишь; Шила в мешке не утаишь;8) при деепричастии (в связи с книжным характером этой глагольной формы): Не получив ответа, старик идёт на станцию (Ч.); …Гибнут вдруг, не дописав поэм (Сим.);9) в односоставных безличных (инфинитивных) предложениях, в которых подчеркивается категорический характер отрицания: Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.); При проходе войск никому окон не открывать (Вишн.).2.Форма винительного падежа, ослабляющая значение отрицания, обычно употребляется:1) при указании на конкретный объект (именно этот предмет, а не вообще какой-то): Не отрецензировал присланную ему рукопись; Не выпила молоко, которое ей оставила мать; Не решил эту трудную задачу; Он не отвергнул тогда эти сто рублей (Дост.); Я не люблю луну (М. Г.); Со времени моего кондукторства я не люблю Лесную улицу (Пауст.);2) при выражении дополнения одушевленным существительным, в частности собственным именем лица: Ты не любишь мать (Л. Т.); …Не пожалеет ни папу, ни маму (М. Г.); Анна Николаевна не обманула Марью Александровну (Дост.); Недомогание не покидало Козьму ещё долго (Бун.).
Большой толковый словарь
1. НЕ, частица. (в тех случаях, когда относится к слову с предлогом, становится перед предлогом; при глаг., управляющих вин., обычно меняет управление на род.). 1. Выражает полное отрицание того, что обозначает слово или сочетание, перед которым она стоит. Не знаю, не умею, не помню. Ты мне не брат и не сват. Не один, не пять, не тысяча. Не страшно, не больно. Не тут, не так, не туда. И вовсе не обман! Отнюдь не дурак! Не быть тебе писателем. Уехал не на юг, а на север. Письмо писал не брат, а кто-то другой. Это не выговор, но предупреждение. Не в меру упитан. Гости не придут. Газет так и не принесли. * Жизнь прожить — не поле перейти (Посл.). Не нагнать тебе бешеной тройки (Некрасов). 2. (между повторяющимися сл., при нареч.: очень, вполне, слишком или предлоге без). Выражает неопределённость, неполное отрицание или ограниченное утверждение. Платье не платье, костюм не костюм. Цвет синий не синий, зелёный не зелёный. Сон не в сон. Обед не в обед. Помощь не в помощь. Погода не очень хорошая. Время не вполне подходящее. Выступление не слишком удачное. Письмо прочёл не без радости. Слушал президента не без тревоги. * Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй (Посл.). Рад не рад, Корми его (Пушкин). 3. (при наличии второго отрицания). Придаёт высказыванию утвердительное значение (обычно долженствования, невозможности поступить или сделать иначе). Не могу не сказать, не поправить, не возвратить и т.п. Не смею не разрешить. Нельзя не любить отечества. 4. (в риторич. вопросе и восклицаний, обычно с местоим. кто, что, нареч. как и т.п.: кто не…, кого не…, чего не…, как не…) Усиливает утвердительное значение. Кто в наше время не летал на самолётах? Как не полюбить такую красавицу? 5. (в вопросит. предл. с частицей ли). Выражает предположительность чего-л. или вежливое предложение чего-л. Не пора ли уходить? Не он ли это сказал? Не хватит ли нам заседать? Не хотите ли ещё чаю? 6. (с частицами: чуть, едва, едва ли и др.). Образует сочетания со значением возможности, допустимости того, что выражено словом, к которому относится сочетание. Чуть не упал. Чуть было не подавился. Едва не утонул, не свалился. 7. (при глаг. с частицей -ся и приставкой на-, выражающих полное удовлетворение действием, состоянием). Выражает невозможность, нежелание и т.п. закончить, прекратить это действие, состояние. Не могла насмотреться на внука. И за день не наговорятся! Плачь — не наплачешься! Не до кого-чего, в зн. предлога. Нет склонности, желания, интереса и т.п., нет возможности заниматься чем-л., обратиться к чему-л. Мне не до экзаменов. Ему было не до семьи. Тебе всегда не до нас! Не то, в зн. союза. Иначе, в противном случае. Отпусти, не то плохо будет. Не то… не то…, в зн. союза. То ли тот, то ли другой. Не пойму, какого цвета: не то красного, не то оранжевого. Не то что… а…, в зн. союза. =Не. Не то что фальсификация, а грубая инсинуация. Не то что некоторые, а абсолютно все. Не то чтобы… а…, в зн. союза. =Не. Не то чтобы расстроился, а огорчился. Не то чтобы бездельник, а ленивец. Не кто иной (другой), как, в зн. союза. Именно тот. Не кто иной, как ты сам и присоветовал. Не что иное (другое), как, в зн. союза. Именно то. Это не что иное, как подлог. Не только… но (и), в зн. союза. Радовались не только взрослые, но и дети. Не столько… сколько, в зн. союза. Не в такой мере, степени. Не столько любопытен, сколько любознателен. Не настолько… чтобы, в зн. союза. Не в такой мере степени. Не настолько люблю, чтобы ехать за ним в Тьмутаракань. Не настолько уверен, чтобы спорить. Тем не менее (см. Менее). 2. НЕ (всегда под ударением), частица. В сочетании с предлогами является отделяемой частью местоимений «некого», «нечего». Не с кем говорить. Выбирать не из чего. НЕ…, приставка. 1. Вносит зн.: полная противоположность того, что выражает слово без этой приставки. Недруг (враг), неправда (ложь), небольшой (маленький), невесёлый (грустный), недобрый (злой), невысокий (низкий). 2. (при образовании прил. и полных прич., при которых нет пояснительных сл.). Вносит зн.: противоположность с оттенком умеренности, ограниченности признака, качества. Невнимательный (недостаточно внимательный), неглупый (достаточно умный), немногий (составляющий небольшую часть чего-л.), неплохой (достаточно хороший), несильный (недостаточно сильный). 3. Вносит зн.: отсутствие того, что выражает слово без приставки. Необоснованность, необитаемость, неприязнь, неискренний, немузыкальный, ненаучный, нечестный; 4. Вносит зн.: лицо или предмет, не совершающие или неспособные совершить действие, обозначенное основой. Неумеха, неуч, незнайка.
Профессор Алла Кирилина: Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера
12.03.2012
Cуществуют ли мужской и женский стили письма? И проявляются ли они только на письме? Мы примерно представляем, «о чём говорят мужчины», но как они говорят? И есть ли в таком случае особый женский язык? Обо всём этом, пережив длинные праздники имени Восьмого марта, журналист, кандидат филологических наук Ксения Туркова (Кирия) поговорила с одним из крупнейших специалистов по гендерной лингвистике – завлабораторией гендерных исследований Московского государственного лингвистического университета д. ф. н., проф. Аллой Кирилиной.
К. Д. Туркова, к. ф. н., журналист
Рейтинг:
«Справедливый, гуманный и кристальной честности человек» (О забытом русском лингвисте Д. Н. Кудрявском). Часть 1
16.11.2017
«Только постоянное нарушение живой речью устанавливаемых правил напоминает нам о том, что язык живет, что он не может мириться с теми рамками, которые искусственно хотят ему навязать: изучение языка никогда не может поспеть за его движением и только для мертвых языков могут быть установлены твердые грамматические правила» (Д. Н. Кудрявский).
В статье доктора филологических наук, профессора Московского государственного областного университета Олега Викторовича Никитина рассматриваются проблемы теории и истории языкознания рубежа XIX–XX вв., получившие развитие в трудах видного лингвиста Д. Н. Кудрявского (1867–1920)
Автор обращает особое внимание на обзор научных идей, изложенных в новаторском курсе лекций «Введение в языковедение», их связь с новыми тенденциями в отечественной и мировой науке начала XX в. и подчеркивает их значение для осмысления последующей лингвистической традиции в России
В статье приведены также малоизвестные факты сотрудничества Д. Н. Кудрявского с «Энциклопедическим словарем» Брокгауза и Ефрона.
О. В. Никитин
Рейтинг:
Русский язык и вечное счастье. Ксения Туркова – о курсах русского языка в США
03.10.2016
«Я клянусь говорить по-русски». Плакат с такой надписью, сделанной разноцветными фломастерами, можно увидеть в обычной средней школе города Александрии, что в американском штате Вирджиния. Летом здесь прошли курсы русского языка для школьников и преподавателей РКИ, организованные в рамках разработанной правительством США программы STARTALK. Одним из участников этих курсов стала филолог, журналист Ксения Туркова. В интервью нашему порталу она рассказала о том, почему американские школьники стремятся изучать русский язык, знают ли в США «Грамоту.ру» и как борщи, павловопосадские платки и лозунг «Русские не сдаются!» помогают американским детям заговорить на языке Толстого и Чехова.
Рейтинг:
Словарь антонимов
НАЧАЛО — КОНЕЦНачальный — конечныйначинать(ся) — кончать(ся)начинать(ся) — заканчивать(ся)начало — окончаниеначальный — окончательныйначинать(ся) — оканчивать(ся)Начало дороги — конец дороги. Начало месяца — конец месяца. Начало рабочего дня — конец рабочего дня. Ο У кольца нет ни начала, ни конца. Пословица. Не знаю — права ли, не знаю — честна ли, не помню начала, не вижу конца… В. Тушнова. Не знаю — права ли… Сколько ни говорите о печальном, Сколько ни размышляйте о концах и началах, Все же я смею думать, Что вам только пятнадцать лет. Блок. Когда вы стоите на моем пути… Два детства есть у человека — в начале жизни и в конце. И. Шкляревский. За лесопилкой и болотом… Ольга Ивановна вспомнила всю свою жизнь с ним, от начала до конца. Чехов. Попрыгунья. В этих 9 томах нет ни писем, ни набросков, ни стишков, ни начал без конца, ни концов без начал: всё произведения зрелые, обдуманные. И. Анненский. Гончаров и его Обломов.НАЧАЛО — ОКОНЧАНИЕНачало спектакля — окончание спектакля. Начало романа — окончание романа. Ο В перерыве между окончанием одного произведения и началом другого Байрон все больше и больше метался и одно время серьезно решился навсегда уехать в Россию. А. Виноградов. Байрон. Окончание научной работы — всегда начало следующей. Лихачев. Мысли о науке.ЗАРОЖДЕНИЕ — КОНЕЦЗарожденье, преображенье И ужасный конец миров Ты за ревностное служенье От своих не скроешь жрецов. Я Гумилев. Поэма начала. Кн. I. Дракон.СТАРТ — ФИНИШ Стартовый — финишныйстартовать — финишироватьСтарт брали на вершине и, устремившись по склону, объезжая встречные кусты и деревья, с удивительной быстротой неслись к финишу. Рахтапов. Паспорт чемпиона. Ты душу выложил, дрожишь, устав… И нету финиша. Есть новый старт. Р. Рождественский. Стихи о последних метрах.ПРОЛОГ— ЭПИЛОГПролог романа — эпилог романа. Ο Рахманинов просил М. Чайковского значительно сократить план либретто . Вместо четырех действий с прологом и эпилогом в окончательном варианте остались лишь пролог, две картины и эпилог. С. В. Алексеев. Рахманинов. «Ньюкомы» заставляют нас восхищаться вашим талантом, г. Теккерей. От пролога… до эпилога, заключающего в себе грациозное напоминание о прологе. Чернышевский. Ньюкомы… Роман В.М. Теккерея. Нюрнбергский эпилог означал конец исторической безнаказанности агрессии и агрессоров. Но этому эпилогу предшествовал большой исторический пролог, о котором, может быть, я и не вспомнил бы, если бы некоторые обстоятельства этого не потребовали. А. Полпгорак. Нюрнберг и современность.ПРЕДИСЛОВИЕ — ПОСЛЕСЛОВИЕВ предисловиях, равно как и в послесловиях, которые мне приходилось писать,… я старался избежать пересказа сюжета. Е. Парное. Сюрприз для Себастьяна Сюша.АЛЬФА — ОМЕГАВпрочем, желаю ему доброго здоровья и не завидую в надежде читать твои записки от альфы до омеги. Карамзин. Письмо И. Д. Дмитриевичу, 18февр. 1824. Вот вам альфа и омега, начало и конец всех дел, имевших цель удовлетворить те или другие общественные обязанности. Гл. Успенский. Бог грехам терпит. Первым и последним словом, альфой и омегой всей его жизни было, как у всех поэтов, — его собственное я. Тургенев. «Фауст, трагедия. Соч. Гете».А (аз) — ИЖИЦАВсюду поспел, ухитрился уже пройти — всю жизнь от аза до ижицы: и науки кончил, и своим домом жил, и под судом был, и в Сибирь попал. Чехов. Нытье. Даже в его походке, жестикуляции, в манере сбрасывать с папиросы пепел я читал всю эту программу от А до ижицы. Чехов. Хорошие люди.А — зет (Z)Все выходящее из обыкновенного порядка гибнет — Пушкин, Лермонтов впереди, а потом от А до 2 многое множество, оттого, что они не дома в мире мертвых душ. Герцен. Дневник, 29 июля 1842.
Большой толковый словарь
1. А, неизм. 1. ж. и ср. Первая буква русского алфавита, обозначающая гласный звук . Строчная а. Прописное А. // Употр. для обозначения первого члена ряда однородных объектов. Группа А. Место А. // Употр. при дополнительной нумерации однородных объектов. Второй параграф, пункт а. Дом 15а. Класс 9а. 2. м. Гласный звук , обозначаемый этой буквой. Ударный а. Говорить на «а» (=акать). * Кто сказал «а», должен сказать «б» (посл.: о том, кому необходимо быть последовательным). ◊ От а до я. От начала до конца; всё целиком. 2. А, союз. 1. (соединяет предл. и чл. предл.). Выражает противопоставление, сопоставление (обычно с уступительным оттенком). Он шутил, а я злился. Ты моряк, а он лётчик. Пиши ручкой, а не карандашом. * Ум хорошо, а два лучше (Посл.). 2. (присоединяет предл. и чл. предл.). Указывает на пространственную или временную последовательность предметов, явлений, событий и т.п. Мы отправились на охоту, а с охоты — домой. Что ты делаешь сегодня? — Работаю. — А завтра? * Было бы болото, а черти найдутся (Посл.). 3. (присоединяет к одному из членов предложения слова, группы слов, предложения; обычно со сл.: именно, главное, в самом деле, значит, потому, следовательно, всё и т.п.). Указывает на развитие, дополнение, пояснение высказанной мысли; выражает характеристику, оценку сказанного. Всё сидит, думает, а о чём, спрашивается, думает? Заблудился, видно, а плутать в тайге — гиблое дело. Мы больше не увидимся, а жаль. Друг занят, а потому не придёт. В отпуске давно не был, а всё дела, дела! 4. (в начале вопросит. и восклиц. предл., в начале реплики или при внезапном переходе от одной мысли, темы к другой; обычно со сл.: как, какой, сколько и т.п.). Употр. для усиления выразительности. А знаешь, мама, о чём я думаю? А что говорят учёные? А как будет весело! А сколько таких поэтов?! Что с вами? — А ничего, слушаю. А (не) то, в зн. союза. 1. Иначе, в противном случае. Застегнись, а то простудишься. Гляди в оба, а не то пропадёшь! -2. На самом деле, в действительности. Так бы и говорила, а то ещё лжёт. -3. Потому что, так как. Закрой окно, а то дует. -4. Или, или же. Добавь в салат луку, а то — чеснока. А то и, в зн. союза. Разг. (присоединяет однородный чл. предл.). Указывает на изменение признака по количеству, силе действия или качеству. Он пробудет дома неделю, а то и две. В такую погоду простыть, а то и заболеть можно. 3. А, частица. Разг. 1. (при повторном обращении). Употр. для привлечения внимания. Барышня, а барышня, помогите! 2. Употр. как вопросительный отклик на обращение. А, что вы сказали? Настя, Настя! — А? 3. (после предл., требующих ответа, подтверждения и т.п.). Выражает побуждение к ответу или к действиям. Небось я уже надоел вам, а? Смотри, нравится, а? 4. (в восклиц. и вопросит. предл.). Выражает сильное удивление, восхищение или возмущение. Ни одного концерта здесь не дали, а? А то, в зн. частицы. 1. (в сочет. с вопросит. местоим. или местоим. нареч.). Употр. для выражения утверждения, согласия; да, конечно, безусловно так. Ты это сделал? — А то как же! -2. Употр. при выражении согласия после первоначального отказа. Не сходить ли за ними? — Не надо! А то, пожалуй, сходи. -3. Употр. при уговаривании, пожелании. А то пожили бы ещё на даче! 4. А (обычно произносится удлинённо: а-а, а-а-а), межд. 1. Выражает припоминание, узнавание при встрече, догадку и т.п. А-а! Так вы историк? Кто тут? — А-а! Это вы, доктор. 2. Выражает удовольствие, радость, удивление при виде кого-, чего-л. А-а, это ты, очень рад, спасибо, что зашёл. 3. Выражает досаду, негодование, угрозу, злорадство и т.п. А-а, думал, с рук тебе сойдёт? Струсили? А-а-а! То-то же. 4. Выражает решимость с оттенком досады, отчаяния. А, была не была, рискну! 5. Выражает ужас, отчаяние, боль и т.п. А-а-а! Как я ударился! А-а! Что я наделал! А…; (перед гласными) АН… . приставка (служит для образования прил. и сущ.). Вносит зн. отрицания или отсутствия чего-л. Алогичный, аморальный, анастигматический, анаэробы, анормальный, аритмичность, асимметрия, асинхрония, атональный, атравматический.