Что такое критическое мышление и как научиться думать своей головой
Содержание:
- Структурирование аргументов
- Как развивать критическое мышление подросткам
- Когнитивные искажения
- Понятие «критическое мышление» в современной педагогике
- Критическое мышление курс.
- 20 частых вопросов, призванных проверить уровень вашего критического мышления
- Состав критического мышления
- Системный подход в мышлении
- Устраните помехи: что мешает нам мыслить критически
- 7 ключевых признаков критического мышления
Структурирование аргументов
Какие навыки тренирует: умение проверять информацию, мыслить логично и аргументировано.
Есть два вида контента: информационный и убеждающий. Первый просто констатирует факты. Например, статья говорит, что вода – мокрая, а солнце – горячее. Второй вид пытается убедить, что мокрая вода полезна для здоровья или что вы должны купить солнцезащитный крем.
Убеждающий контент глобально состоит из трёх частей: тезиса, посылок и выводов. Тезис – это некое утверждение, например: «Пейте воду – она полезна для здоровья» Посылки – это различные аргументы в пользу тезиса, а выводы – это логичное заключение из аргументов, подтверждающее первоначальное утверждение.
Ваша задача – научиться выявлять в любом контенте эти убеждающие компоненты и проверять их достоверность.
Прочитайте статью или посмотрите видео. Найдите в них тезис, посылки и выводы. Проверьте истинность посылок и логичность выводов. Если в тексте утверждается, что вода полезна для здоровья, то в качестве посылок в ней должны быть ссылки на исследования, а вывод должен указывать, чем именно она полезна, основываясь на работах ученых.
4
Как развивать критическое мышление подросткам
Чем раньше начнёте подвергать всё сомнению, тем более блестящие перспективы откроются. Умение правильно мыслить позволит избежать ошибок на жизненном пути. Поначалу постарайтесь следовать следующим советам:
- Не надо гадать. Изучайте всё новое. Пусть это станет хорошей привычкой.
- Сначала изучите вопрос, а потом оценивайте информацию. Этот навык научит отличать правду от лжи.
- Всё подвергайте сомнению.
- В планах заходите дальше ровесников.
- Критично оцените предрассудки и оценочные мнения.
- Всегда думайте о последствиях.
- Научитесь понимать, как работает ум.
Полезная статья Игры и правильные привычки для развития мозга, качаем интеллект!
Когнитивные искажения
Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».
Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:
«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».
Систематическая ошибка внимания — зависимость нашего восприятия от повторяющихся мыслей. Мы чаще замечаем то, что встречали или запоминали раньше, игнорируя другие варианты.
Пример
Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее
Соответствие эмоциям — способность вспоминать факты и события, испытывая определенные эмоции. Эмоциональные паттерны вызывают разные значимые ассоциации, связанные с нашим предыдущим опытом.
Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.
Недооценка бездействия — склонность недооценивать последствия бездействия, сравнивая его с результатом действия. Выбирая между действием и бездействием с аналогичными последствиями, люди чаще выбирают бездействие.
Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.
Иллюзия частотности, или феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, при которой недавно изученная информация кажется слишком часто повторяющейся, если появляется снова в течение короткого периода времени.
Пример
Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться
Эффект иллюзии правды — склонность доверять сообщению после его многократного повторения. Людям проще воспринимать знакомую информацию, чем анализировать новую.
Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.
Экономика образования
Как использовать критическое мышление в информационном потоке
Понятие «критическое мышление» в современной педагогике
С прагматической точки зрения критическое мышление рассматривается как научный подход к решению широкого круга проблем — от обычных до профессиональных. Идея развития критического мышления зародилась в США, уходит своими корнями в труды известных американских психологов ХХ в. У. Джемса и Дж. Дьюи . Основатель Института критического мышления Мэтью Липман определял критическое мышление как квалифицированное, ответственное мышление, выносит правильные суждения, потому что основано на критериях, исправляет себя (совершенствует) и учитывает контекст. Американское общество одной из первых начала превращаться в информационное общество, Которое характеризуется изменениями, ускоряются. Информация начала приобретать качественно новых функций, которые можно сравнить с базисными функциями землевладения в Средневековье или капитала в Новое время. Информационная революция содержит важную антропологическую составляющую, что предполагает совершенствование не только техники и технологий, но и человека, прежде всего его мышления. Те, кто не мог приспособиться к новым условиям жизни, часто не могли справиться с новыми сложными вопросами, к тому же становились легкой добычей мошенников. В Америке серьезно отнеслись к этой проблеме и начали искать новые подходы к обучению своих граждан. М. Липман начал практику обучения критическому мышлению и связывал необходимость такого обучения с тем, что демократическое общество нуждается в умных граждан, а не просто рациональных. Учение ввел программу« для детей» , которая позволяла обучать детей мыслить с начальных классов и до окончания школы.
В недалеком будущем, предполагает Р. он, главным капиталом будет уже не самая информация , а ее эффективный производитель. Итак, способность обрабатывать информацию будет повышаться в цене, соответственно и навыки критического мышления станут залогом успеха в информационном обществе. Современный мир, утверждает ученый, требует постоянного совершенствования навыков мышления . Это первая весомая причина, почему следует обучать критическому мышлению. Бесспорно, внедрение обучения, ориентированного на развитие критического мышления, является насущной методической проблемой современного образования. XXI в. станет временем, когда именно умственные способности отдельных людей, а не природные ресурсы, капитал и технологии, определять решающую грань между успехом и неудачей, между лидерами и ведомыми. Умение критически мыслить обеспечивает научно-технический и общественный прогресс и является залогом демократии , а играет в его развитии первостепенную роль.
Такой тип мышления необходим для решения неординарных практических задач. Когда перед нами предстают реальные проблемы, которые невозможно решить с помощью имеющихся знаний и умений , тогда мы привлекаем принципы , стратегии и процедуры критического мышления. Это происходит при решении проблемных задач, формулировка выводов , вероятностной оценки и принятия решений. Ф. Станкато отмечал, что критическое мышление — это формулировка суждений относительно правдивости и реальности заявлений или ответов по решению проблем .
Итак, основное назначение критического мышления — это решение проблем (задач), а главным результатом критического мышления является суждение . Выдвижение гипотез — это одно из ключевых умений в критическом рассуждении, поскольку наличие проблемы предполагает формулирование предположений относительно ее решению . Психологически критическое мышление покоится на стремлении к творческому поиску, жажде знаний. С. А. Терно разработал теорию развития критического мышления в процессе обучения.
Критическое мышление курс.
Значение критического мышления
Критическое мышление — это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее. То есть это не только мышление скептическое, которое является наиболее распространенной формой понимания критического мышления. Речь идет об умении поставить вопрос и засомневаться в суждениях. Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить.
В самый раз вспомнить модное сейчас вопрошающее обучение – обучение через исследование. Эта технология начинается с постановки вопроса, а задача педагога – составить такую ситуацию, через которую ребенок сможет к этому вопросу прийти
Очень важно, чтобы вопрос «почему?» прочно обосновался в обиходе ученика
К критическому мышлению не относятся такие навыки как запоминание, понимание, интуитивное или творческое мышление. Составляющими процесса критического мышления являются:
наблюдение,
интерпретация,
абстрагирование,
анализ и синтез,
индукция и дедукция,
логика.
Критическое мышление на уроке и вне его
Стадии развития критического мышления:
Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности.
Осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными.
Рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.
Формы и средства развития критического мышления:
сбор данных,
анализ текстов,
сопоставление альтернативных точек зрения,
коллективное обсуждение,
разные виды парной и групповой работы,
дебаты,
дискуссии,
публикации письменных работ.
Из-за большого объема предметного материала, который необходимо охватить за весьма ограниченное учебное время, педагоги не всегда могут уделить должное внимание развитию критического мышления. В таких случаях полезны внеурочные стратегии: «Подводим итоги дня, недели, месяца, четверти, года…», «Прорабатываем варианты решения проблемы», «Мыслительные тренажеры», «Ведем дневник»
Есть также специальные методики, позволяющие внедрить развитие критического мышления непосредственно в учебный процесс.
20 частых вопросов, призванных проверить уровень вашего критического мышления
Собеседование – это идеальный метод для работодателя, чтобы познакомиться с каждым кандидатом, и определить уровень развития его критического мышления. По нашему опыту работодатели часто задают вопросы, которые вы найдете ниже. Когда вы будете их читать, сразу продумывайте, как бы вы ответили на каждый из них. Именно тогда вы получите наибольшую пользу от нашей статьи.
Еще одна рекомендация: при подготовке ваших ответов, используйте метод STAR (situation, task, action, result) – ситуация, задача, действие, результат. То есть, описывайте ваш опыт по схеме того, что с вами произошло, как вы это восприняли, что вы сделали, и какой результат и уроки вынесли из этой ситуации
Работодателям важно слышать о вашем практическом опыте и том, чему он вас научил, и как вы умеете решать задачи. Вот об этом вам и надо рассказать, отвечая на вопросы, которые мы перечислим ниже
- Опишите ситуацию, когда вам приходилось принимать решение, не имея всей необходимой информации. Как вы действовали в таких условиях?
- Расскажите о ситуации, когда вы поставили перед собой сложно достижимую цель, и достигли ее.
- Допустим, вы представляете на конференции презентацию в виде слайд-шоу, созданного вашим руководителем. Вы понимаете, что в одном слайде есть серьезная ошибка. Как вы решите эту проблему?
- Опишите ситуацию, когда вам нужно было быстро принять решение, и как вы это сделали.
- Расскажите нам о случае, когда вы предложили своей компании начать новый процесс.
- Расскажите, какой вы лидер.
- Вам когда-нибудь приходилось убеждать вашего руководителя попробовать другой метод решения проблемы? Получилось ли это у вас?
- Вы когда-нибудь предвидели проблему до ее возникновения? Что вы сделали, чтобы смягчить возможные последствия?
- Вас попросили поработать над проектом, в котором ваши коллеги не могут прийти к единому мнению. Что вы предпримете?
- Как вы справляетесь с конструктивной критикой? Расскажите нам о случае, когда кто-то критиковал вашу работу.
- Что лучше: снижение цены для увеличения продаж, или повышение цены, чтобы получить больше прибыли? Почему?
- Если бы вы могли что-то изменить в своей предыдущей работе, что бы это было?
- Если бы вы могли сказать своей предыдущей компании, чтобы она изменила методы работы, что бы вы сказали?
- Как привлечь других к реализации вашего видения проекта?
- На встрече коллега предлагает неподходящее решение проблемы. Что вы ему скажете?
- Каким вы видите себя в своей карьере через 10 лет? Как вы планируете достичь этого?
- Какую последнюю книгу вы прочитали? Почему вы выбрали эту книгу?
- Вы когда-нибудь сталкивались с падением мотивации? Что вы делаете, чтобы мотивировать себя, когда это происходит?
- Что вы делаете, когда сталкиваетесь с проблемой? Приведите пример того, как это происходило в прошлом.
- Опишите случай, когда кто-то предложил вам идею, о которой вы никогда не задумывались. Как вы отреагировали?
Состав критического мышления
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления :40.
Критическое мышление входит в общую структуру мышления в процессе познания и есть мышление высшего порядка. Структура мышления выглядит следующим образом:
- общее мышление;
- предметное мышление (историческое, математическое и т.п.);
- критическое мышление.
Структура мышления
Каждый следующий уровень включает в себя предыдущий:
1) общее мышление — это общий процесс обработки информации;
2) предметное мышление — это процесс обработки информации по определенному предмету с помощью методов научного исследования, обогащенный предметными и методологическими знаниями;
3) критическое мышление — это процесс контроля за ходом общего и предметного мышления, их совершенствование. Каждый тип мышления имеет свой содержательный и операционный блоки .
Один из современных исследователей Р. Эннис в качестве основных и наиболее важных диспозиций, то есть установок, идеального критического мыслителя называет следующие:
- ясно выражаться;
- искать основания;
- стараться быть хорошо информированным;
- искать альтернативы;
- обладать открытостью ума;
- воздержаться от суждения при недостаточности оснований и т. п.
Также различают два основных компонента критического мышления:
- диспозиция (искать основания для своих убеждений, быть любознательным, быть готовым бросить вызов авторитету, демонстрировать интеллектуальную автономию);
- навыки и умения (выявление аргументов, оценка аргументов, оценка убеждений, предложение альтернатив, выстраивание выводов, умение распознавать софизмы и бороться с когнитивными искажениями).
Существуют подходы к исследованию критического мышления, которые также можно разделить на две группы:
- те, которые исследуют интеллектуально «правильные» и «неправильные» доксастические установки (эпистемология и философия образования);
- те, которые исследуют интеллектуальные умения и навыки, характерные для критически мыслящего человека ( , аргументации, психология).
Таким образом, критическое мышление представляет собой междисциплинарное направление исследований, который включает в себя часть философии, логики, педагогики и психологии. Сам же Дж. Дьюи часто цитировал классических философов, так как именно в истории философии мы находим образцы критического мышления и специальные трактаты, посвященные усовершенствованию нашего мышления . Дело в том, что философия представляет собой не что иное, как смену «исследовательских программ» . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Бессмысленно задавать вопрос «что такое мышление?» вне контекста различных исследовательских программ, которые в время предлагались теми или иными мыслителями.
Структура критического мышления
Системный подход в мышлении
Системным называют способность упорядоченно думать. В процессе вы формируете непротиворечивую и целостную картину мира. Роль системного подхода выражается в установлении связей между предметами и событиями, выявлении закономерностей. На практике это выражается:
- в умении прогнозировать результат действия;
- эффективнее решать сложные задачи;
- генерировать творческие идеи;
- осмысливать и анализировать собственные поступки.
Способность думать системно позволит лучше представлять жизненные цели, формулировать их и выстраивать цепочку поступков к их реализации. Как и критический подход, системный образ мысли показывает главное и исключает несущественное, выдвинутое на первый план и не имеющее значения. Он учит объединять разрозненные факты, относящиеся к одному объекту, систематизировать знания. Взаимосвязь двух вариантов построения мысли открывает новые горизонты для человека.
Устраните помехи: что мешает нам мыслить критически
По мнению Светланы Лариной, как ни странно, мыслить критически мешают те факторы, которые долгое время помогали нам жить в обществе. «Они играли роль социального клея для сообществ людей. Но сейчас превратились в ловушки, которые нам подстраивает собственный мозг», – отмечает эксперт. И делится примерами: эффект эхо – когда человек слышит некую новость из разных источников, она кажется более правдивой; ловушка первого впечатления – первая версия, в которой нам были представлены факты, кажется самой верной; эффект подтверждения – согласно с ним, мы скорее будем искать доказательства нашей точки зрения в интернете, а не ее опровержение.
По словам Ильи Ягияева, как правило, критическое мышление не работает, если не сформированы соответствующие навыки или привычка. «Нередко человеку по той или иной причине невыгодно мыслить критически в определенной ситуации – скажем, когда он заангажирован политически, когда оправдывает себя или свою социальную группу, – отмечает эксперт. – Футбольные болельщики – отличный пример: они, как правило, склонны рассматривать события на поле с точки зрения своей команды, а не объективной истины, оценивают грубые действия «своих» как оправданные и справедливые, а «чужих» – как неправомерные и враждебные». Люди – мастера самооправдания, в которое они сами искренне верят, полагает Илья. Критическое мышление в таких ситуациях может ухудшать представления о себе, а мы склонны этого избегать.
Читайте еще: О страсти к жизни, гигиене эмоций и пользе замедления: 5 лекций TED, которые помогут изменить свой подход к жизни
7 ключевых признаков критического мышления
Наверное, практически каждый человек уверен, что умеет мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей, да и то не всегда. Настоящее критическое мышление подразумевает, что соблюдаются все семь принципов, каждый из которых мы детально рассмотрим далее.
1. Гибкость
Мы склонны держаться за наши знания и убеждения, опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной точки зрения. Такой подход позволяет нам минимизировать когнитивную нагрузку и снизить уровень стресса. Именно отсутствие гибкости мышления сильнее всего мешает большинству людей мыслить критически. Они предпочитают получать информацию в готовом виде, осмысливая её в соответствии с имеющимися паттернами восприятия.
Гибкость мышления важна ещё в одной сфере. Большинство людей обычно верит той точке зрения, которую слышит первой. Например, если поссорились два соседа, остальные обычно поддерживают того, кто успел первым рассказать им своё видение ситуации и обвинить в конфликте своего оппонента. Но человек, способный мыслить гибко, непредвзято оценивает ситуацию, и его мнение не зависит от того, в какой последовательности он услышал версии конфликтующих сторон.
2. Логичность
Несмотря на то, что логика – это довольно сложная наука, большинству людей её основные законы доступны для понимания на интуитивном уровне. Логичность критического мышления подразумевает, что в своих суждениях человек руководствуется именно законами логики. Все его умозаключения логичны, он всегда действует и рассуждает последовательно, в любых обстоятельствах умеет правильно оценивать причинно-следственные связи, не путая и не перекручивая их.
3. Социальная ориентированность
Каждому человеку в той или иной мере свойственен специфический эгоизм, заключающийся в том, что он считает более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для него самого. Но хорошо развитое критическое мышление исключает подобный подход.
Такой человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности. Например, если происходит конфликт в общественном месте, он всегда трезво оценивает ситуацию, при необходимости признавая свою неправоту.
4. Обоснованность
Любое утверждение должно быть аргументировано и доказано. Человек с развитым критическим мышлением прекрасно понимает это, поэтому в споре всегда использует только те аргументы, которые готов доказать, и избегает аргументов в стиле «Любой дурак знает!». Разумеется, и к чужой аргументации он весьма требователен. При этом многих людей раздражает, когда он уточняет, из какого источника взята определённая информация и как её можно перепроверить.
5. Беспристрастность
Ещё одна особенность людей с хорошо развитым критическим мышлением заключается в том, что они никогда не судят пристрастно. Они игнорируют авторитетные точки зрения и личные предпочтения, не боятся, что их выбор кого-то расстроит.
Чтобы проверить, умеете ли вы мыслить беспристрастно, представьте себе ситуацию, в которой близкий вам человек оказывается неправым в споре с кем-то посторонним. Заметите ли вы это? Сможете ли сказать ему, что он неправ, и как вообще будете вести себя в такой ситуации? Оставаться беспристрастным очень сложно, поэтому это одно из самых эффективных испытаний критического мышления.
6. Последовательность и системность
Критическое мышление не может быть бессистемным или непоследовательным. Оно не терпит хаоса и сумбура в мыслях, а требует порядка и умения раскладывать информацию по полочкам. Такой человек всегда последователен в своих суждениях, решениях и действиях. И посторонним обычно довольно сложно запутать его, сбить с мысли или навязать свою точку зрения, которая не впишется в его систему.
7. Самостоятельность
Многие люди даже не задумываются, насколько им нравится, когда кто-то думает за них и преподносит им уже готовую точку зрения – продуманную, аргументированную и простую для понимания. Но критически мыслящий человек никогда не принимает готовое мнение
Для него важно получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения