Развитие критического мышления (советы дайаны халперн)

«Вызов – осмысление – размышление»

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции

Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:

  • читайте художественную и научно-популярную литературу;
  • смотрите документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах, Youtube-каналах специалистов в разных областях, открытых лекториях;
  • наблюдайте за людьми и их поведением — это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
  • разговаривайте с людьми, интересуйтесь их мнением и опытом — это позволит выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:

  1. С какой целью написан текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести.
  2. Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты.
  3. Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно.
  4. Как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. Как правило, именно в обобщениях — «Всем известно, что…» — скрыта недостоверная информация. С их помощью можно манипулировать читателем и формировать искажённое отношение к проблеме.
  5. Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация. Тренируйтесь отделять одно от другого, читая статьи в интернете об актуальных событиях.
  6. Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста.

Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Обращайтесь к альтернативным источникам информации

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Придумывайте варианты

Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

  • Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все вероятные последствия, оцените каждое из них, подумайте, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
  • Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
  • Анализируйте поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

Анализируйте ошибки

Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

Как проходить занятия?

Профессионально овладеть критическим мышлением может быть нелегко. Если изначально мышление подчинялось другим законам и шло на поводу привычек, перестройка его на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт

Но если есть четкая задача и вы твердо намерены достичь своего, важно быть стойким и использовать все доступные средства. Наш курс станет одним из самых эффективных среди них

Мы уже упоминали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Это значит, что есть определенная информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить – и здесь все предельно просто. А есть некоторый объем практических рекомендаций – с ними все обстоит немного сложнее. Практические знания нужно как можно скорее переносить в область действий, чтобы новые навыки начали быстрее формироваться и закрепляться. Практика – краеугольный камень любого обучения, и помнить об этом нужно всегда.

Проходить же занятия вы можете так, как вам удобно, но мы все же советуем следовать уже имеющейся очередности. На изучение каждого урока лучше всего выделить 2-3 дня, из которых один будет отведен на прочтение, второй – на повторение наиболее важных моментов и третий – на практическое применение знаний.

Не преминем заметить, что именно третий день имеет наибольшее значение, ведь теория без практики – лишь багаж сведений, не имеющий никакой реальной пользы. Действия же, даже в тех случаях, когда их не подкрепляет теория, всегда приводят к результату, пусть и не всегда к нужному. Но у вас есть все, что необходимо, поэтому можете быть уверены, что и результат будет подобающим.

Отметим также, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже предлагаем вам небольшой список тематической литературы.

Плюсы критического мышления

Сразу отметим, что у критического мышления есть только положительные стороны и нет отрицательных (если, конечно же, не прибегать к аргументам в стиле «Чем меньше думаешь, тем проще живётся»). Умение мыслить критически даёт человеку такие преимущества как:

  • постоянная тренировка когнитивных способностей, развитие логического мышления и наблюдательности;
  • умение быстро ориентироваться в большом объёме информации, отбрасывая лишнее и сосредотачиваясь на главном;
  • независимость, способность самостоятельно формировать свою точку зрения и отстаивать своё мнение, не прибегая к чужому авторитету;
  • умение убедительно дискутировать, вызывая уважение окружающих;
  • постоянное получение новых знаний высокого качества.

На самом деле, хорошо развитая способность мыслить критически даёт своему обладателю гораздо больше преимуществ. Вряд ли можно найти человека, который станет спорить с утверждением, что полезно уметь быстро анализировать информацию, оценивая её адекватность и достоверность.

Когнитивные искажения

Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».

Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:

«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».

Систематическая ошибка внимания — зависимость нашего восприятия от повторяющихся мыслей. Мы чаще замечаем то, что встречали или запоминали раньше, игнорируя другие варианты.

Пример

Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее

Соответствие эмоциям — способность вспоминать факты и события, испытывая определенные эмоции. Эмоциональные паттерны вызывают разные значимые ассоциации, связанные с нашим предыдущим опытом.

Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.

Недооценка бездействия — склонность недооценивать последствия бездействия, сравнивая его с результатом действия. Выбирая между действием и бездействием с аналогичными последствиями, люди чаще выбирают бездействие.

Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.

Иллюзия частотности, или феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, при которой недавно изученная информация кажется слишком часто повторяющейся, если появляется снова в течение короткого периода времени.

Пример

Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться

Эффект иллюзии правды — склонность доверять сообщению после его многократного повторения. Людям проще воспринимать знакомую информацию, чем анализировать новую.

Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.

Экономика образования

Как использовать критическое мышление в информационном потоке

3 стадии развития критического мышления

Критическое мышление необходимо развивать и делать это можно не только во время групповых занятий, но и в индивидуальном порядке.

Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга:

Вызов

Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме.

Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию.

На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т.к

требуется внимание и наблюдение за поведением учеников

На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.

Осмысление

Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала.

Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему.

Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.

Рефлексия

Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения.

Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с новым, появившемся в процессе трех шагов, знанием.

Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.

Понятие критическое мышление

В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении» . Одно из распространенных определений — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать» . Более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».

Сам термин «критическое мышление» берет свое начало у философа Дж

Дьюи, который чаще всего использовал термин как «рефлективное мышление»: «активное, последовательное и осторожное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые поддерживают его и следствия, к которым оно приводит»

Для дополнительного прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Ричард Пол (1995) предложил подразделение критического мышления на слабое и сильное. Он определяет критическое мышление в слабом смысле как мышление высококвалифицированного, но имеющего эгоистичную мотивацию псевдоинтеллектуала, занятого собственным благом и всерьез не думающего об этических последствиях своих действий. Носитель такого мышления часто высоко образован, но применяет свои знания для следования несправедливым и эгоистичным целям . С другой стороны, критическое мышление в сильном смысле — мышление личности, проникающей в логику проблем с целью их объективного изучения без эгоцентрического или социоцентрического уклона. В этом смысле критическое мышление направлено на чистосердечное преодоление препятствий на пути к истине.

Дайана Халперн (англ. Diane F. Halpern) рассматривает критическое мышление как использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Эти методы используются при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений и требуют навыков, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи . Она дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи.

Г — гибкое мышление

Этот критерий — один из ключевых. Мир меняется с невероятной скоростью, поэтому, чтобы адаптироваться абсолютно к любым условиям, вместе с ним должны меняться и мы.

Это означает способность «жонглировать» разными вариантами действий, выходя за привычные рамки. Это умение не только быстро искать новые стратегии, но и пересматривать свои решения, отказываться от старых взглядов, если они оказались неправильными. Человек, обладающий гибким мышлением, видит ситуацию не однополярно, и даже если у него что-то не получилось, он не опускает руки, так как всегда есть другая альтернатива.

Экономика образования

Профессия — охотник: карьерный тест от профессора «Сколково»

Негибкий человек — заложник своих установок и стереотипов. Он бескомпромиссен, категоричен и несговорчив. Только гибкость мышления, характера и поведения помогает избежать ненужных конфликтов и лишнего стресса.

Топ-5

В этом разделе я собрала лучшие обучающие программы от самых известных онлайн-университетов и образовательных площадок.

1. Критическое мышление – Викиум

Критическое мышление – курс для оттачивания навыков критически мыслить и грамотно воспринимать информацию. Обучение проходит с помощью тренажеров. Вас ждет участие в вебинарах, где можно задавать любые вопросы по теме, выполнение домашних заданий, общение с куратором, который поможет разобрать сложные моменты.

В программе обучения:

  • 9 видеоуроков;
  • 5 эффективных техник для борьбы с помехами;
  • 4 методики;
  • 3 практики для развития навыка самоанализа;
  • 2 полезных тренажера.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Курс ведет основатель и генеральный директор платформы Викиум, автор методик по вниманию и внимательности Сергей Белан.

Стоимость зависит от выбранного пакета:

  1. Базовый – 990 рублей.
  2. Оптима – 2 990 рублей.
  3. Премиум – 6 990 рублей.

2. Критическое мышление в работе руководителя – Нетология

Критическое мышление в работе руководителя – авторский экспресс-курс от бизнес-тренера и эксперта по развитию ключевых компетенций Татьяны Андреевой.

Он будет полезен в первую очередь действующим и потенциальным руководителям, которые ежедневно несут ответственность за свою команду, вынуждены принимать решения в условиях информационной неопределенности, аргументировать и разъяснять свою точку зрения и принятые решения.

Условия обучения:

  • длительность – 27 минут;
  • формат – лекции, проверка знаний после каждого урока + итоговый тест;
  • стоимость участия – 790 рублей.

3. Критическое мышление: как решить любую проблему – Udemy

Критическое мышление: как решить любую проблему – это двухчасовой видеокурс для тех, кто хочет научиться принимать правильные и взвешенные решения для повышения личной эффективности. Здесь вы научитесь делать обоснованные и логические выводы, сможете формулировать проблемы и определять их истинные причины, находить решения, приводить аргументацию и бороться с манипуляторами.

Просматривать обучающую программу можно не только с компьютера, но и с мобильного телефона или телевизора. Стоимость – 44,99 $. По окончании оформляется сертификат.

На базе этой онлайн-площадки также можно пройти еще один курс – ТРИЗ. Алгоритм решения инженерных проблем. Это пошаговое руководство для людей с опытом работы или образованием инженера. Оно включает в себя 4,5 часа видеолекций, полезные материалы, практические задания. Стоимость – 94,99 $.

Критическое мышление – это двухмесячная учебная программа на базе сервиса онлайн-обучения от главной российской поисковой системы. Осваивать важный навык здесь предлагается в собственной образовательной среде с помощью тренажеров и участия в дебатах на живых вебинарах под руководством опытных наставников.

Условия и формат обучения:

  • 56 часов занятий;
  • круглосуточная поддержка от наставников в чате;
  • 7 вебинаров и финальные дебаты;
  • по окончании выдается сертификат о повышении квалификации;
  • вводный часовой урок можно пройти бесплатно.

Чему вы научитесь:

  1. Корректно определять проблему, избегая ловушек сознания.
  2. Создавать грамотные решения и выбирать наиболее эффективные.
  3. Генерировать нестандартные идеи, в том числе в команде.
  4. Аргументировать свою позицию и защищать принятое решение.
  5. Находить причинные связи там, где они действительно есть, а не придумывать их.

Стоимость полного участия при единовременной оплате – 30 000 рублей. Можно внести и по 18 000 рублей в два платежа.

5. Школа критического мышления Никиты Непряхина

Школа критического мышления была основана бизнес-тренером и исследователем теории аргументации Никитой Непряхиным в 2018 году.

Перед обучением желательно пройти бесплатный тест

Он поможет обратить внимание на слабые и сильные стороны мыслительного процесса. В заключительных блоках ученики также проходят итоговую проверку для оценки эффективности программы

Сам курс включает 12 частей. Первая часть представляет собой вводный видеоролик, который можно посмотреть бесплатно. Следующие уроки посвящены отдельным темам:

  1. Когнитивные искажения.
  2. Герменевтика и лингвистические ловушки.
  3. Неформальная логика, аргументация.
  4. Как отличить ложь от правды.
  5. Креативность.
  6. Принятие решений без ошибок.

В программе:

  1. Занятия с преподавателем.
  2. Выполнение домашних заданий, упражнений и тестов.

Стоимость участия – 16 750 рублей. По завершении выдается сертификат.

Как развивать у себя критическое мышление, и как устроен курс Практикума

Каждый человек, который ищет решение для какой-то проблемы в жизни или на работе, проходит через несколько этапов: определение проблем и поиск информации, поиск решений, оценка и выбор решения, аргументация решения. 

Поэтому обучение в Практикуме построено вокруг этих шагов:

  • Человек перед лицом гигантского массива информации (пытается осознать суть проблемы), 
  • Человек перед огромным полем возможных решений (генерирует оригинальные и применимые идеи), 
  • Человек в потоке фактов и гипотез (применяет логику, чтобы досконально проверить получившиеся идеи на предмет скрытых пробелов, уязвимостей и противоречий),
  • Человек в диалоге с другими людьми (убеждает в правильности выбранного решения).

Если вы хотите развивать навык критического мышления самостоятельно, то вам тоже следует действовать в соответствии с этой последовательностью, читать теорию по каждому из шагов (в конце материале мы собрали подборку полезных книг) и обязательно практиковаться.

В Практикуме мы рассказываем о разных искажениях, возникающих на каждом этапе, разбираем приёмы и инструменты, которые помогут отфильтровать ошибочные убеждения и прийти к лучшему решению.  Критическому мышлению трудно научиться без отработки навыков и без внимательных наставников. Поэтому на курсе есть такие мини-тренинги, которые нацелены на укрепление конкретных знаний и умений из курса — это может быть решение кейсов, совместное проектирование в Miro, мозговые штурмы в небольших группах или командные дебаты. Так студенты могут попробовать все инструменты на практике, во взаимодействии с другими.

Самое важное, о чём просят студенты — это разбор практических кейсов для работы. Непросто подобрать универсальные примеры, которые были бы интересны людям разных профессий

Поэтому мы просим самих студентов делиться с нами ситуациями, которые возникали у них в работе, и в которых им требовались навыки критического мышления. Благодаря этому нам удаётся подстраивать содержание курса под конкретные запросы, а некоторые примеры интегрировать в обучение.

Структурирование аргументов

Какие навыки тренирует: умение проверять информацию, мыслить логично и аргументировано.

Есть два вида контента: информационный и убеждающий. Первый просто констатирует факты. Например, статья говорит, что вода – мокрая, а солнце – горячее. Второй вид пытается убедить, что мокрая вода полезна для здоровья или что вы должны купить солнцезащитный крем.

Убеждающий контент глобально состоит из трёх частей: тезиса, посылок и выводов. Тезис – это некое утверждение, например: «Пейте воду – она полезна для здоровья» Посылки – это различные аргументы в пользу тезиса, а выводы – это логичное заключение из аргументов, подтверждающее первоначальное утверждение.

Ваша задача – научиться выявлять в любом контенте эти убеждающие компоненты и проверять их достоверность.

Прочитайте статью или посмотрите видео. Найдите в них тезис, посылки и выводы. Проверьте истинность посылок и логичность выводов. Если в тексте утверждается, что вода полезна для здоровья, то в качестве посылок в ней должны быть ссылки на исследования, а вывод должен указывать, чем именно она полезна, основываясь на работах ученых.

4

Состав критического мышления

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления :40.

Критическое мышление входит в общую структуру мышления в процессе познания и есть мышление высшего порядка. Структура мышления выглядит следующим образом:

  1. общее мышление;
  2. предметное мышление (историческое, математическое и т.п.);
  3. критическое мышление.

Структура мышления

Каждый следующий уровень включает в себя предыдущий:

1) общее мышление — это общий процесс обработки информации;

2) предметное мышление — это процесс обработки информации по определенному предмету с помощью методов научного исследования, обогащенный предметными и методологическими знаниями;

3) критическое мышление — это процесс контроля за ходом общего и предметного мышления, их совершенствование. Каждый тип мышления имеет свой содержательный и операционный блоки .

Один из современных исследователей Р. Эннис в качестве основных и наиболее важных диспозиций, то есть установок, идеального критического мыслителя называет следующие:

  • ясно выражаться;
  • искать основания;
  • стараться быть хорошо информированным;
  • искать альтернативы;
  • обладать открытостью ума;
  • воздержаться от суждения при недостаточности оснований и т. п.

Также различают два основных компонента критического мышления:

  1. диспозиция (искать основания для своих убеждений, быть любознательным, быть готовым бросить вызов авторитету, демонстрировать интеллектуальную автономию);
  2. навыки и умения (выявление аргументов, оценка аргументов, оценка убеждений, предложение альтернатив, выстраивание выводов, умение распознавать софизмы и бороться с когнитивными искажениями).

Существуют подходы к исследованию критического мышления, которые также можно разделить на две группы:

  1. те, которые исследуют интеллектуально «правильные» и «неправильные» доксастические установки (эпистемология и философия образования);
  2. те, которые исследуют интеллектуальные умения и навыки, характерные для критически мыслящего человека ( , аргументации, психология).

Таким образом, критическое мышление представляет собой междисциплинарное направление исследований, который включает в себя часть философии, логики, педагогики и психологии. Сам же Дж. Дьюи часто цитировал классических философов, так как именно в истории философии мы находим образцы критического мышления и специальные трактаты, посвященные усовершенствованию нашего мышления . Дело в том, что философия представляет собой не что иное, как смену «исследовательских программ» . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Бессмысленно задавать вопрос «что такое мышление?» вне контекста различных исследовательских программ, которые в время предлагались теми или иными мыслителями.

Структура критического мышления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector