Как развить словарный запас

Роль устаревших слов в современном русском языке

Историзмы отли­ча­ют­ся от арха­из­мов сво­им назна­че­ни­ем. Они явля­ют­ся един­ствен­ны­ми наиме­но­ва­ни­я­ми опре­де­лен­ных поня­тий, а поэто­му выпол­ня­ют в язы­ке глав­ным обра­зом номи­на­тив­ную функ­цию. Историзмы не име­ют парал­ле­лей в совре­мен­ном рус­ском язы­ке, и пото­му к ним обра­ща­ют­ся тогда, когда воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость назвать какие-то пред­ме­ты или явле­ния, вышед­шие из оби­хо­да. В совре­мен­ном язы­ке исто­риз­мы име­ют огра­ни­чен­ное упо­треб­ле­ние, напри­мер в науч­ных тру­дах по истории.

Архаизмы, явля­ясь сино­ни­ма­ми по отно­ше­нию к обще­упо­тре­би­тель­ным сло­вам, отли­ча­ют­ся от них допол­ни­тель­ны­ми оттен­ка­ми. Поэтому они исполь­зу­ют­ся как яркое сти­ли­сти­че­ское сред­ство для созда­ния коло­ри­та эпо­хи, для сти­ли­за­ции речи, для соци­аль­ной харак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жей рече­вы­ми средствами.

Архаизмы могут упо­треб­лять­ся не толь­ко в речи пер­со­на­жей, но и в язы­ке автора.

Архаизмы исполь­зу­ют­ся и для созда­ния при­под­ня­то­го, тор­же­ствен­но­го сти­ля (при­чем очень часто с этой целью при­вле­ка­ют­ся ста­ро­сла­вя­низ­мы). В дан­ной функ­ции арха­из­мы высту­па­ют и в язы­ке худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, и в пуб­ли­ци­сти­ке, и в ора­тор­ском выступ­ле­нии, и в судеб­ной речи.

Упражнения для развития словарного запаса

1. Алфавит

Быстро называйте в алфавитном порядке слова-существительные в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5 секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б – барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …».

Проделайте то же самое, называя сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…

2. Десяточка

Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему. Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не больше 7 слов.

Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так: «Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».

3. Ассоциации

Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение, стимулирует мыслить шире.

У каждого человека существует своя ассоциация для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета. Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10 первых ассоциаций, которые придут вам в голову: «Лампочка – это свет, вечер, мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов, Ленин, эксперименты Теслы, анекдот про «сколько гуманитариев нужно, чтобы выкрутить лампочку?», напоминание о ремонте».

Еще одно упражнение. Оно «вытягивает» слова из пассивного запаса и учит шире смотреть на предметы и явления. Возьмите любой предмет, который находится у вас перед глазами, и назовите 10 его определений: «Ручка: шариковая, белая, пластмассовая, легкая, пишущая, экологичная, неудобная, памятная, подарочная, смешная».

4. Игра «Я знаю 5 имен»

Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память, расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран. Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее, называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов и пр.

5. Вспомнить все

Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик. Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.

6. Трехлитровая банка

Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет через горлышко банки, а механизатор – нет.

7. Списки

Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву. Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от того, что именно вам нужно прокачать.

Часто задают вопрос, как увеличить словарный запас? Как увеличить запас слов? В чем дело? Почему слова заканчиваются?

Ниже по тексту будет подробно изложено, что нужно сделать, чтобы увеличить словарный запас слов.

использованная литература

  • Барнхарт, Кларенс Льюис (редактор) (1968). Всемирный книжный словарь . Чикаго: Торндайк-Барнхарт, OCLC  
  • Brysbaert M, Stevens M, Mandera P и Keuleers E (2016) Сколько слов мы знаем? Практические оценки объема словарного запаса в зависимости от определения слова, степени языкового ввода и возраста участника. Передний. Psychol. 7: 1116. DOI: 10.3389 / fpsyg.2016.01116.
  • Флинн, Джеймс Роберт (2008). Куда подевались все либералы? : раса, класс и идеалы в Америке . Издательство Кембриджского университета; 1-е издание. ISBN  978-0-521-49431-1 OCLC  
  • Ленкейт, Роберта Эдвардс (2007) Введение в культурную антропологию Бостон: McGraw-Hill (3-е изд.) OCLC  
  • Миллер, Барбара Д. (1999). Культурная антропология (4-е изд.) Бостон: Аллин и Бэкон, стр. 315 OCLC  
  • Шонелл, сэр Фред Джойс, Айвор Г. Меддлтон и Б.А. Шоу, Исследование устной лексики взрослых: исследование устной лексики австралийского рабочего , University of Queensland Press, Брисбен, 1956. OCLC  
  • Запад, Майкл (1953). Общий служебный список английских слов с семантическими частотами и дополнительным списком слов для написания научно-популярных и технических материалов Лондон, Нью-Йорк: Longman, Green OCLC  

Не гнаться за многим

Будет гораздо лучше, если в конце определенного этапа занятий вы будете знать 500 или 1000 слов очень хорошо, чем 3000 — но плохо. Не позволяйте завести себя в тупик педагогам, которые будут уверять вас, что нужно сначала выучить определенное количество слов для того, чтобы «войти в курс дела». Только вы сами можете и должны решить, достаточен ли для ваших целей и интересов тот запас слов, которым вы овладели.

Опыт изучения языков показывает, что около 400 правильно выбранных слов могут покрыть до 90 процентов того словаря, который нужен вам для целей повседневного общения. Для того чтобы читать, понадобится больше слов, но многие из них — только пассивно. Поэтому со знанием 1500 слов вы сможете уже разбираться в достаточно содержательных текстах.

Лучше освоить наиболее нужные и важные для вас слова, чем постоянно бросаться учить новые. «Тот, кто погнался за слишком многим, рискует упустить все», — говорит шведская пословица. «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», — отвечает ей русская поговорка.

Что важнее: активный запас или пассивный

Возвращаясь к иностранному языку, нельзя однозначно сказать, какой словарный запас важнее – активный или пассивный.

  • Некоторые преподаватели полагают, что важнее пополнять активный запас. По их мнению, именно он дает возможность выражать свои мысли и, соответственно, донести до собеседника то, что вы хотите ему сказать (будь это письменная речь или устная).

Другие, наоборот, считают, что пассивный запас более способствует успешной коммуникации, так как понимание речи собеседника дает свободу в общении. Аргументируется данная точка зрения следующим образом: для того чтобы понять вопрос, необходимо владеть обширным пассивным словарным запасом, а для ответа можно использовать знакомые фразы из активного. И даже если он не очень большой, вы всегда можете переформулировать свою мысль.

Во многом решение, какому именно словарному запасу уделять больше внимания, зависит от ваших целей изучения иностранного языка. Кто-то учит его исключительно для того, чтобы читать научные статьи или вести деловую переписку. Тогда главная цель – расширение пассивного запаса. Если же вы планируете говорить и всесторонне использовать язык в различных ситуациях, то активному словарю нужно уделять не меньше, а то и больше внимания.

Способ 4: Фристайл

Известный российский репер Noize MC советует отличное упражнение, помогающее освободить сознание и понять, сколько новых слов появилось в активном словарном запасе. Выполнять упражнение просто: каждое утро начинайте с записи потока мыслей. Возьмите 3 листа бумаги и пишите все, что пришло в голову. Не пытайтесь призвать мысли искусственно или облагородить запись. Не ставьте запятые, точки, тире. Просто пишите слова. После передохните, выпейте Глицин D3 и займитесь насущными делами.

Мы не случайно упомянули про Глицин D3. Принятый утром, он обеспечивает энергией на целый день. Помогает сосредоточиться и выполнить дневные задачи со стопроцентной эффективностью.

Через 4–5 часов выделите время на анализ утреннего фристайла. Обведите слова, которые выучили недавно. Теперь, когда вы будете выполнять упражнение «Комментирование», описанное в первом способе, исключите эти слова и замените на новые. Если они появились в потоке сознания, значит, закреплены достаточно для того, чтобы блистать в любом диалоге.

Все способы направлены на быстрое увеличение словарного запаса в общении. Используйте их постоянно, и через полгода вы не узнаете свою речь. Хорошего дня!

Фраза «У меня нет слов» нередко имеет не только иносказательный смысл. Как часто мы произносим это фразу совсем не тогда, когда переполняющие эмоции перекрывают фонтан красноречия, а когда действительно сложно подобрать именно те слова, которые максимально точно передают конкретную мысль! Когда фраза «у меня нет слов» возникает слишком часто, следует подумать об увеличении словарного запаса.

Словарный запас обозначается словом «лексикон». Это не «архив», где хранятся все понятия и определения, которые знает тот или иной человек. Это совокупность всех слов, которые в ходу у определенной группы людей или конкретного человека.

Владеть лексиконом и пользоваться им — это разные понятия. Можно узнавать слова в тексте или устной речи, при это самому их не использовать. По этой причине весь лексикон условно делится на три группы.

Активный словарный запас — этот тот объем слов, которые человек регулярно слышит и употребляет, не задумываясь, которыми человек пользуется постоянно в быту, в обычной жизни. Активный словарный запас предполагает, что употребление слов, входящих в его состав, не требует никакого умственного напряжения, потребности вспоминать значение или произношение.

Пассивный словарный запас — весь круг слов, которые знакомы и понятны, когда встречаются в письменной или устной речи, однако обычно не используются. Слово «запас» наилучшим образом характеризует смысл пассивного словарного запаса. Этот тот «архив», из которого человек в случае необходимости может вспомнить слово, выудить из глубин мозга. Пассивный словарный запас в несколько раз обширней активного.

Внешний словарный запас — словосочетание из области пассивного словарного запаса. Понятием оперируют, в основном, в психолингвистике, когда необходимо обозначить круг слов, незнакомых конкретному человеку, какие-либо слова, которые относятся к узким отраслям человеческих знаний: научные и профессиональные термины, устаревшая лексика и прочее.

Различия между эти разными видами условные, постоянно меняющиеся с возрастом, развитием личности, сменой внешнего окружения. Особенно сильно словарный запас увеличивается с возрастом. Среднестатистический первоклассник постоянно использует порядка двух тысяч слов (что относится к активному словарному запасу), к окончанию школы он свободно владеет примерно пятью тысячью слов. Пять-шесть тысяч слов — средняя величина активного словарного запаса человека.

Обучение в вузе позволяет увеличить словарный запас вдвое, из которых половина, а иногда и больше приходится на пассивный словарный запас: новые специальные термины прочно залегают в голове и вынимаются оттуда только по необходимости. Многие эрудиты могут знать и 50 тысяч слов, однако в активном использовании у них остаются все те же 5-6 тысяч.

Увеличение словарного запаса

В младенчестве ребенок инстинктивно пополняет словарный запас. Младенцы имитируют слова, которые они слышат, а затем связывают эти слова с предметами и действиями. Это на . Далее следует , по мере того как мысли ребенка становятся все более зависимыми от его / ее способности самовыражаться, не полагаясь на жесты или лепет. Как только и начинает развиваться посредством вопросов и обучения , ребенок начинает обнаруживать аномалии и неправильности языка.

В первом классе ребенок, умеющий читать, выучивает в два раза больше слов, чем не умеющий. Как правило, позже этот разрыв не сокращается. Это приводит к расширению словарного запаса к пяти или шести годам, когда англоговорящий ребенок выучит около 1500 слов.

Словарный запас увеличивается на протяжении всей жизни. В возрасте от 20 до 60 лет люди изучают еще около 6000 лемм или по одной через день. Среднестатистический 20-летний человек знает 42 000 лемм из 11 100 семейств слов. Люди расширяют свой словарный запас, например, читая, играя в словесные игры и участвуя в программах, связанных со словарным запасом. Знакомство с традиционными печатными СМИ учит правильному правописанию и лексике, в то время как обмен текстовыми сообщениями приводит к более мягким ограничениям приемлемости слов.

Интересуйтесь речью других людей

Разные возрастные, половые, национальные, социальные группы используют характерные исключительно для них слова.

Это могут быть профессионализмы на работе, просторечия старшего поколения, модные словечки молодежи. Особенности и экспрессивность речи, зачастую, определяет характер человека, его привычки, знания, опыт.

В любом случае, мы ежечасно крутимся в водовороте
привычных слов и непривычных, наполненных значением и опустошенных. Речь
другого человека может послужить прекрасным способом увеличить свой словарный
запас. Наша социальная сущность позволяет обмениваться полезными вещами, в том
числе словами или словосочетаниями.

Словарный запас: от 400 до 100 000 слов

  • 400 — 500 слов — активный словарный запас для владения языком на базовом (пороговом) уровне.
  • 800 — 1000 слов — активный словарный запас для того, чтобы объясниться; или пассивный словарный запас для чтения на базовом уровне.
  • 1500 — 2000 слов — активный словарный запас, которого вполне хватит для того, чтобы обеспечить повседневное общение в течение всего дня; или пассивный словарный запас, достаточный для уверенного чтения.
  • 3000 — 4000 слов — в общем, достаточно для практически свободного чтения газет иди литературы по специальности.
  • Около 8000 слов — обеспечивают полноценное общение для среднего европейца. Практически не нужно знать больше слов для того, чтобы свободно общаться как устно, так и письменно, а также читать литературу любого рода.
  • 10 000-20 000 слов — активный словарный запас образованного европейца (на родном языке).
  • 50 000-100 000 слов — пассивный словарный запас образованного европейца (на родном языке).

Нужно отметить, что запас слов сам по себе отнюдь еще не обеспечивает свободного общения. Вместе с тем, овладев 1500 правильно выбранными словами, при условии некоторой дополнительной тренировки вы сможете общаться практически свободно.

Что касается профессиональных терминов, то обычно они не представляют особых затруднений, поскольку в большинстве случаев это — интернациональная лексика, которой достаточно просто овладеть.

Когда вы уже знаете порядка 1500 слов, можно браться за чтение на достаточно приличном уровне. С пассивным знанием от 3000 до 4000 слов вы будете свободно читать литературу по специальности, по крайней мере в тех областях, где вы уверенно ориентируетесь. В заключение отметим, что, согласно подсчетам, проведенным лингвистами на материале целого ряда языков, среднестатистический образованный европеец активно использует около 20 000 слов (причем половину из них — Довольно редко). При этом пассивный словарный запас составляет по меньшей мере 50 000 слов. Но все это касается родного языка.

Лексикон: виды

По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;

  • Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона — свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
  • Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
  • Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.

Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.

Приемы расширения лексикона без дополнительного времени

Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии. Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться. Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.

  • Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
  • Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени — слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.

9 Слушай больше хорошей музыки

Музыкальные тексты разных жанров богаты интересными средствами художественной выразительности. Порой в треке какого-нибудь рэпера метафор столько, сколько не найдешь в стихотворении заслуженного классика.

Музыка — это важный культурный пласт, который не стоит игнорировать. Естественно, некоторые поп-треки настолько часто играют отовсюду, что делают любой позитивный посыл деструктивным. Именно поэтому тебе надо копнуть глубже и заняться поиском хорошей музыки самостоятельно.

В этом тебе помогут профильные издания и всевозможные музыкальные паблики. Кто ищет — тот всегда найдет.

Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей

2 марта 2021 18426

Проходили 2567 раз

Тест Кибби (Kibbe)

HTML — код

6 апреля 2021 14147

Проходили 2296 раз

Тест: Какой ты волк?

HTML — код

1 июля 2021 7702

Проходили 1091 раз

Тест: Какая у тебя суперспособность?

HTML — код

22 июня 2021 6250

Проходили 882 раза

Тест: «В чем ваш талант?»

HTML — код

2 июня 2021 1712

Проходили 226 раз

Тест: Северная война

HTML — код

19 октября 2021 105

Проходили 4 раза

физическая культура тест

HTML — код

8 апреля 2021 8290

Проходили 362 раза

Тест: Баскетбол

HTML — код

2 апреля 2021 1844

Проходили 314 раз

Биологический тест: Бактерии

HTML — код

15 января 2021 17444

Проходили 3885 раз

Тест на адекватность

HTML — код

3 февраля 2021 25134

Проходили 3896 раз

Тест: Кто ты из Undertale?

HTML — код

1 января 2021 16236

Проходили 1270 раз

Угадай фильм по смайликам

HTML — код

23 марта 2021 5490

Проходили 542 раза

Тест: Петр I (8 класс)

HTML — код

13 июля 2021 2680

Проходили 224 раза

Тест: Отечественная война, 1812 г.

HTML — код

4 апреля 2021 4886

Проходили 28 раз

Интересные факты о информатике

HTML — код

1 июля 2021 739

Проходили 177 раз

Тест: «Февральская революция 1917 года»

HTML — код

18 августа 2021 1197

Проходили 177 раз

Тест: Приставки пре / при

HTML — код

Показать еще больше

Самые умные слова

Порою в ходе дебатов или простой беседы, ситуация может складываться не в вашу пользу. В таком случае полезным будет вставить в разговор довольно специфические термины. Ниже представлен их перечень:

  • Ретардация — литературный прием, медленное развитие сюжета из-за большого количества художественных описаний, лирических отступлений, мыслей автора или героев произведения.
  • Панегирик — чрезмерная лесть, неоправданное превознесение человека до небес.
  • Метанойя — смена восприятия у человека, иногда даже радикальное изменение принципов жизни. Возникает вследствие серьезного стресса.
  • Калокагатия — гармоничное состояние внешних и внутренних качеств личности.
  • Синекура — должность, на которой человек получает высокую зарплату без усилий и трудозатрат.
  • Депривация — отсутствие возможности удовлетворить имеющиеся потребности.
  • Апперцепция — восприятие событий, ситуаций через призму личного опыта, в виду особенностей конкретного человека.
  • Спорадический — непостоянный, случайный, являющийся иногда, от случая к случаю.
  • Антимония — разговор ни о чем, болтовня, лишенная смысла.
  • Атараксия – внешнее и внутреннее спокойствие, невозмутимость независимо от обстоятельств, достижение мудрости, безмятежное состояние. Слово восходит к античной этике.
  • Будирование — показное поведение, демонстрация обиженности.
  • Пассеизм — идеализация прошлого при сдержанном или отрицательном отношении к тому, что происходит сегодня.
  • Инспирирование — воздействие влиятельного лица, внушение с целью побуждения человека к действиям.
  • Катагеласцитизм — патологическая склонность человека высмеивать других по любому поводу.
  • Нормкор — сознательный выбор неприметных предметов гардероба.
  • Плеоназм — использование в устной или письменной речи слов, которые не меняют смысл, но повышают градус выразительности (полный аншлаг, ответная реакция).
  • Синопсис — изложение некой темы в сильно сжатом и обобщенном виде.

Экзистенциальный:

Философское понятие связанное с жизненным бытием человека. Имеет дословный перевод лат. existentia — «существование». Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector