Как изменился доминирующий тип мышления за 50 лет
Содержание:
Философское мышление
- Концептуальная обоснованность – это последовательность решения вопросов мировоззрения согласно установленному порядку.
- Последовательность и систематичность подразумевает построение философом теоретической системы, дающей ответы на множество мировоззренческих вопросов.
- Универсальность теорий заключается в следующем: философ редко дает ответы на вопросы, волнующие конкретного человека, его теории лишь указывают верный путь для поиска этих ответов.
- Открытость для критики. Философские суждения поддаются конструктивной критике и открыты для пересмотра основных положений.
Предикативное мышление
Мышление не всегда подчиняется логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.
На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например, создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:
- Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
- Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
- Значит я – успешный человек.
Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию пропагандой или мошеннической рекламой.
Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.
Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:
- Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
- В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
- Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
- Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.
Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками
Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.
В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:
- репродуктивное;
- продуктивное;
- творческое мышление.
Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).
Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п.
Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется творческое мышление.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Методика «Тип мышления»
На сегодняшний день психологами разработано множество методик, при помощи которых можно определить собственный тип мышления. Респонденту предлагается ответить на вопросы, после чего его ответы обрабатываются, и определяется доминирующий тип восприятия и обработки информации.
Методика «Тип мышления» показала, что редко встречаются люди, у которых тип мышления определен в чистом виде, чаще всего эти они комбинируются.
Стоит заметить, что существует множество различных упражнений, позволяющих тренировать и развивать определенные типы мышления. Так, типы творческого мышления можно развивать при помощи рисования, логического, как говорилось ранее, при помощи кроссвордов и ребусов.
Понятие мышления
Ежедневно и постоянно человек получает из внешнего мира самую разнообразную информацию. В результате работы наших чувств и органов нам становятся доступны запахи и звуки, зрительные образы, тактильные и вкусовые ощущения. Получает человек и определенные данные о состоянии своего организма. Происходит этот процесс благодаря непосредственному чувственному восприятию. Это и есть тот первичный строительный материал, с которым в дальнейшем предстоит работать мышлению. Что же это такое? Мышление является процессом переработки получаемых сенсорных данных, их анализа, сравнения, обобщения и умозаключения. Оно представляет собой высшую деятельность мозга, в результате которой создается уникальное, новое знание. То есть информация, которой до этого момента пока не было в чувственном опыте индивида.
Склад ума. А у вас какой?
От склада ума в жизни человека зависит очень многое. Прежде все успешность в сфере его профессиональной деятельности. Род деятельности должен соответствовать складу ума. И тогда работать станет легче, и профессиональные достижения будут значительнее.
Склад ума бывает гуманитарный и аналитический (в частности — математический).
Аналитический склад ума – позволяет человеку подробно анализировать ситуации и выстраивать их четкий целостный образ. Как правило, у таких людей мыслительные процессы происходящего анализа непрерывны. Такие люди окружающую действительность воспринимают только с аналитической точки зрения и успешно выявляют существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитические способности близки к так называемому математическому или техническому складу ума.
В противоположность ему существует художественно-образный склад ума. Человека с образным восприятием пытается вначале всё прочувствовать, представить. Лирическое, или художественно-образное восприятие использует эмпирически-эмоциональную форму познания. И хотя среди гуманитариев встречаются представители с неплохими аналитическими способностями – это все-таки редкость.
Иногда встречаются люди, которые не могут четко определить кто они, гуманитарии или техники. В учёбе у таких людей успехи одинаковы на обоих фронтах – и на литературе и в математике. Такие люди обладают универсальным складом ума. Тем не менее, способности у них распределены не 50 на 50, а с небольшим перевесом в какую-то одну сторону. Таким людям для определения склада ума очень хорошо помогает профессиональное тестирование.
Ученые считают, что склад ума определяется тем, какое полушарие головного мозга у человека более развито. Если правое — то у человека преобладает эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие — то у человека аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью. Попробуйте сделать следующее:
- Переплетите несколько раз пальцы рук, и Вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. У эмоционального человека сверху будет левый палец, при преобладании аналитического склада ума — правый.
- Попробуйте, взяв карандаш или ручку, на вытянутой руке совместить его (ее) с какой-либо вертикальной линией (дверь, окно). Теперь поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрывании «ведущего» глаза предмет, который вы держите в руке, сместится относительно линии прицеливания. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый — о мягком и уступчивом.
- Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы способны к кокетству, правая — склонны к простоте и простодушию.
- Если Вам удобно хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой — вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.
Однако каким бы не был ваш склад ума вы должны заниматься любимым делом
Не важно соответствует оно вашему типу мышления или нет. Ведь человек — сам «кузнечик» своей жизни
И если сильно захотеть, то …
Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы
Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность
В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.
Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.
ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ
Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.
- Формулировка вопроса
- Ответ на поставленный вопрос получение нового знания
- Решение определённых задач для его ответа
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Главными отличительными чертами мышления являются:
- опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;
- личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;
- обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;
- опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);
- социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;
- словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.
ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ
Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.
- Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).
- Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).
- Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).
В мышлении выделяются три группы.
Группы мышления | Особенности | Воплощение |
Практическое мышление. Конкретно-действенное | Решение конкретно поставленных задач. | Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование) |
Художественное мышление. Конкретно-образное | Использование отвлечённых мыслей и обобщения. | Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка) |
Абстрактное мышление. Словесно-логическое | Поиск закономерностей природы и общества. | Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система). |
МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ
В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:
- индукция — от частного к общему;
- дедукция — от общего к частному;
- анализ — разложение целого на составные части;
- синтез — сбор составных частей в общую картину;
- сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.
Выделяют три вида мышления:
- Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)
- Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)
- Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)
Вы смотрели конспект «Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Аналитическое мышление
Аналитическое мышление – это процесс мышления, в котором одно суждение вытекает из другого, и конечный результат является правильным выводом. Следовательно, речь идет о ключе к принятию правильного решения. Аналитический ум обрабатывает информацию, выбирает важные моменты, рассматривает корреляции. Люди с развитым аналитическим мышлением способны быстро оценить ситуацию, отреагировать соответствующим образом.
Аналитически мыслящие люди всегда пытаются выяснить суть проблемы. Их основные активы – сравнение и исследование. Сложные отношения они могут разделить на отдельные части, которые затем классифицировать, подготовить стратегию для следующего действия. Таким же образом они определяют позиции своих партнеров по коммуникации, возможности для устранения препятствий, необходимые меры.
Люди с развитым аналитическим мышлением – хорошие планировщики, способные быстро обрабатывать тексты (особенно, содержащие большое количество цифр). Эта способность особенно полезна в областях, где ведущую роль играет точная информация, разрабатываются теории и организуются новые знания (например, наука, системный менеджмент, медицина, информационные технологии).
Работодатели ценят сотрудников, способных быстро и эффективно исследовать проблемы, находить решения
Для получения успеха в будущем изначально важно сделать акцент на этих навыках (в идеале, уже во время собеседования)
Ниже представлены 4 шага, составляющие общий метод развития мышления у взрослых, позволяющий поддержать и улучшить аналитические навыки.
Подготовка
Подготовьте разум путем утреннего «опустошения» головы. Начните уже завтра. В течение 30 дней просыпайтесь на 25 минут раньше. Подойдите к письменному столу, возьмите ручку, бумагу и пишите. Не модифицируйте написанное. Все, что выходит из головы и оказывается на бумаге, должно быть потоком сознания. Цель состоит в заполнении 3-х листов бумаги (в обеих сторон), которые послужат контейнером для непродуктивных мыслей, способных отвлекать вас в течение дня.
Подумайте наедине с собой
Обеспечьте себе достаток времени для самого себя, задумайтесь о насущной проблеме. Создайте в дневнике событие и каждый день выделяйте время для размышлений о нем. В это время можете сидеть за письменным столом, прогуливаться, отдыхать в машине с опущенными окнами. Куда бы вы ни пошли, ум должен быть сосредоточен на одной проблеме, которую надо решить.
Найдите полезный источник
Найдите коллегу, который поможет проанализировать ситуацию. Это не пример аналитического подхода; скорее, речь идет о просьбе сотрудника о помощи. Возможно, он предложит свой собственный аналитический подход. Мы часто забываем, что коллеги – это ценный ресурс. Столкнувшись с препятствиями на работе, желая прояснить идею, запланируйте встречу с коллегами, чтобы рассмотреть другую точку зрения.
Определение понятия “мышление”
В психологии существует множество определений мышления, приведем одно из них: мышление — процесс отражения в сознании реального мира (познания), основанный на образовании и непрерывном пополнении запаса понятий и выводе новых суждений и умозаключений. Поскольку понятия, суждения и умозаключения имеют словесное выражение, мышление неразрывно связано с речью.
Рис. 1. Определение мышленияПомимо связи с речью, мышление обладает и другими важными особенностями:
- Познание через мышление носит опосредованный характер. Что это значит? Если мы получаем информацию на чувственном уровне, мы делаем это непосредственно: яблоко красное, потому что мы так его видим. Однако у некоторых объектов есть свойства, которые мы не можем получить в непосредственном чувственном опыте. Тогда нам на помощь приходит мышление. Например, мы не видим магнитные поля, но можем изучать их через поведение тел, на которые они воздействуют. Для такого изучения нам необходимо связывать факты между собой, логически выводить одно из другого — этот процесс и будет мышлением.
- Вторая особенность мышления — его обобщенность. Когда мы обращаемся к чувственному опыту, любой объект конкретен, потому что мы можем его почувствовать. Мы говорим, например, про конкретную книгу: у нее есть обложка определенного цвета, толщина, величина, стертый правый нижний уголок обложки и другие особенности. Это конкретный объект. Если мы обращаемся к самому понятию “книга”, ее образ будет обобщенным, объединяя только существенные свойства объекта.
Особенности
- Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
- Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
- Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
- Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.
Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.
Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.
Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.
История изучения мышления
Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период
При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. Философ Парменид был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение
Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление — это отражение космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы «вспомнить» те знания, которые были «забыты». Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку — логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая «мыслительная машина».Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое
Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение. Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление — это отражение космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы «вспомнить» те знания, которые были «забыты». Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку — логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая «мыслительная машина».Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.
Развитие абстрактного мышления
В этом блоке мы хотим коротко рассказать о том, как развивать абстрактное мышление у детей и у взрослых. Учитывая, что способы его развития в этих случаях будут различаться, поговорим о них отдельно.
Развитие абстрактного мышления у детей
Несмотря на то, что абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создавать для улучшения этого процесса специальные условия. Рекомендуется начинать занятия с первых лет жизни, когда детский мозг формируется и растет. Основная задача – помочь ребенку перейти от операций с конкретными предметами к работе с отвлеченными понятиями, а также максимально расширять его кругозор.
Вот несколько подходящих для этого упражнений:
- Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
- Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
- Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.
Вместе с этими упражнениями разгадывайте со своим ребенком головоломки, ребусы, загадки и анаграммы. Играйте в логические игры и шахматы, собирайте паззлы и подбирайте ассоциации. Изначально у малыша могут возникать затруднения с выполнением заданий, но уже совсем скоро его абстрактное мышление будет развиваться очень быстро, причем намного быстрее, чем у взрослого человека.
Развитие абстрактного мышления у взрослых
Развивать абстрактно-логическое мышление у взрослого немногим сложнее, чем у ребенка. Дело в том, что мышление взрослого уже сформировано и стало менее гибким. Новые знания воспринимаются и усваиваются труднее. Но и это не помеха, если выполнять специальные упражнения на развитие креативности и умения думать абстрактными категориями:
- Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
- Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
- Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.
В дополнение к предложенным упражнениям подходят все те же головоломки, ребусы, логические задачки, судоку; занимайтесь рисованием и придумывайте несуществующие слова и выражения. А еще попробуйте читать книги необычным образом – задом наперед, в перевернутом виде, наискосок и т.п.
Также обратите внимание на книги по абстрактному мышлению. Среди самых популярных можно выделить «Абстрактное мышление» Кирилла Берендеева, «Интеллект-тренинг» Андрея Родионова, «Развивайте интеллект» Филипа Картера, «Научите себя думать» Эдварда де Боно, «Правила мозга» Джона Медины и другие работы
Учитесь думать абстрактно. Если бы мы не умели этого делать, вряд ли бы появился первый самолет или автомобиль, не было бы многих открытий и ошеломляющего технического прогресса. Все это происходит из человеческой способности к воображению, фантазированию, выходу за границы разумного и привычного. Умея мыслить абстракциями, каждый из нас легко перестраивается и адаптируется к обстоятельствам, находит выходы из ситуаций и решает проблемы, творит и создает, думает, рассуждает, анализирует и прогнозирует.
Впрочем, думаем, что вам будет полезно познакомиться еще и с профессиональной точкой зрения на абстрактное мышление
В видео, размещенном ниже, о его важности рассказывает профессор Высшей школы экономики, доктор физико-математических наук, преподаватель и консультант по стратегическому менеджменту и корпоративному управлению Геннадий Николаевич Константинов. Желаем приятного просмотра и, конечно же, успешного развития мышления в любом важном для вас направлении!